Как известно, детям довольно трудно переносить интенсивные и продолжительные тренировки. Адаптация подростков к нагрузкам происходит немного по-другому, чем у взрослых. Поэтому тренеры и спортивные врачи стараются разработать специальные методики, которые могут помочь начинающим атлетам. В лекции кандидата педагогических наук Михаила Мартынова подробно рассматриваются особенности подготовки юных единоборцев с точки зрения физиологии и психологии. Затрагивается вопрос влияния различных упражнений на здоровье. Также говорится о средствах подготовки спортсменов, в том числе о применении витаминных комплексов для адаптации подростков к нагрузкам.
Пензенский государственный университет
Кафедра «Педагогика и психология»
Кандидат педагогических наук М.В. Мартынов
Содержание
Лекция 3. Особенности занятий спортом
в подростковом возрасте
Реальность сегодняшнего спорта такова, что, приходя в спортивный зал в 4-5 лет «для здоровья», юный спортсмен невольно включается в погоню за результатами. Причем, помимо требовательного тренера, существует определенная категория родителей старательно делающих из своего чада «звезду». По мере взросления и роста спортивного мастерства растут и физические и психические нагрузки. В подростковом возрасте они возрастают в разы. Какие же психофизиологические проблемы присутствуют на данном возрастном этапе и как можно помочь подростку, их преодолеть, если твердо решено добиваться серьезных результатов в спорте?
Рассмотрим основные психофизиологические
характеристики подросткового возраста
Подростковый возраст часто называют отроческим, переходным, периодом «бури и натиска», «гормонального взрыва» и пубертата – короче говоря, сложным периодом, связанным с кризисами развития. Как правило, подростковый возраст определяют сроками от 10 до 14-15 лет. В это время происходит переход от ребенка к взрослому во всех сферах – физической (конституциональной), физиологической, личностной (нравственной, умственной, социальной). Все телесное постепенно приобретает черты мужского или женского организма. Изменения касаются созревания всех структур мозга, и как следствие развитие и формирование личности претерпевают большие изменения.
Понятия созревания и развития тесно связаны с другим понятием – ростом. Обычно под этим имеют в виду биологические изменения, увеличение массы организма за счет увеличения числа и размеров клеток и внеклеточных образований. Рост организма зависит от времени суток, сезонов года и характеризуется биологической ритмичностью. Когда говорят о росте человека – в нашем случае подростка – имеют в виду физические изменения, т. е. длину и массу тела. Это показатели физического развития человека. Обычно физический рост имеет цикличность, определяется наследственностью, зависит от внешнесредовых факторов и определяется многими веками эволюции.
Созревание – постепенное раскрытие физических, физиологических, конституциональных признаков, заложенных еще до рождения человека как биологического существа. Оно начинается во внутриутробном развитии и заканчивается с наступлением биологической зрелости. Созреванию подвержены различные структуры организма: происходят изменения в больших полушариях мозга (он покрывается миелиновой оболочкой), в легких и сердце (увеличиваются объем легких и масса сердца). Вместе с тем на этот процесс влияет не только наследственная программа, но и питание, режим, внешние условия и пр.
Рост и созревание – неразрывные процессы – становятся основой для развития. Развитие – это процесс изменения психических функций в частности и личности в целом под влиянием взаимодействия с другими людьми и при овладении ведущей деятельностью.
Обратимся к особенностям развития всех систем организма подростка.
Созревание и развитие
костно–мышечной системы подростка
Ученые отмечают у подростков так называемый рывок роста, который происходит в начале подросткового периода. Это означает, что ребенок быстро растет и набирает массу тела. У девочек рывок роста обычно начинается в 10,5 лет, достигает максимума к 12 годам и вновь замедляется в 13–13,5 лет. У мальчиков рывок роста начинается примерно на 2–3 года позже, чем у девочек: активный рост – в 13 лет, максимум – в 14 и замедление – к 16 годам. Рост костных тканей определяется наследственностью, тем не менее, могут быть небольшие отклонения, связанные с внутриутробным развитием.
Тело ребенка тоже «взрослеет» – приобретает очертания взрослого человека. Самые заметные изменения происходят у девочек: расширяются бедра и формируется грудь, у мальчиков «разворачиваются» плечи. Черты лица тоже меняются: более рельефными становятся скулы, нос, лоб выдается вперед, увеличиваются губы. От 11–12 до 15–16 лет позвоночник отстает в годичной прибавке от темпа роста тела в длину. До 14 лет пространство между позвонками заполнено хрящом. Именно этим объясняются искривления позвоночника. Чувствителен позвоночник и к чрезмерным нагрузкам (подъем больших тяжелых гирь), неправильному положению тела и длительному напряжению, когда подросток часами не меняет позу (сидит за компьютером или упражняется на скрипке, например). Кости таза легко смещаются, так как они срастаются только к 21 году, а такое смещение у девочек может повлечь за собой проблемы при рождении ребенка. В этом возрасте девочкам вредно носить обувь на высоких каблуках. Смещение костей таза у мальчиков наблюдается в том случае, если они занимаются легкой атлетикой без наблюдения врача–педиатра, который определяет объем и характер нагрузок на позвоночник и костно–мышечную систему.
Интенсивно изменяется мышечная система. Однако, она отстает в развитии от костной, поэтому подростки кажутся непропорционально сложенными, долговязыми. Мышечная сила еще только развивается, что часто приводит к утомлению, слабости, спаду энергии, резкому снижению результатов спортивных занятий.
В связи с этим обратим особое внимание на моторное развитие, т. е. координацию движений, выработку двигательных навыков и др. В процессе моторного развития нервные окончания и мышцы созревают в направлении сверху вниз и от центра к периферии. В результате этого подросток может контролировать деятельность нижних частей тела, приобретать двигательные навыки. При малоподвижном образе жизни или недостаточных нагрузках двигательных функций моторное развитие замедляется. Однако костно–мышечная система подростка очень чувствительна, поэтому каждое новое умение представляет собой конструкцию, которая возникает по мере того, как он реорганизует имеющиеся навыки в более сложные системы действий. Поначалу эти движения могут быть малоэффективными и нескоординированными. По прошествии определенного времени такие конструкции реорганизуются, регулируются самосознанием подростка, и движения становятся плавными, скоординированными (так происходит, например, когда человек учится кататься на коньках).
По мере развития костно-мышечной системы развиваются и двигательные навыки подростков. Школьники–подростки бегают быстрее, прыгают выше, бросают мяч дальше, чем раньше. Это происходит потому, что развивается крупная мускулатура, дети становятся сильнее. Совершенствуется и мелкая мускулатура. Подростки способны скоординировать работу плеча, руки, корпуса и ног. Более того, подросток способен, например, координировать зрение и движение кисти руки. В результате время реакции уменьшается, поэтому он может добиться успеха в настольном или большом теннисе.
Но в развитии костно-мышечной системы мальчиков и девочек имеются различия. У мальчиков–подростков доля мышечной ткани больше, а жировой меньше, чем у девочек. Поэтому они лучше выполняют задания, связанные с физической выносливостью и силой. Однако известно, что иногда девочки–подростки продолжают расти в период между 12–17 годами, прибавляют в весе, тем не менее, мальчики остаются сильнее. Известно и другое: девочки, продолжая физические тренировки и занятия спортом, не только достигают силы и выносливости мальчиков, но и опережают их в этом. Правда, они начинают приобретать некоторые физические признаки, характерные для мужчин.
Исследователи пришли к выводу, что занятия подвижными играми положительно влияют на здоровье подростков, увеличивая их мышечную силу, выносливость и снижая долю жировой ткани. Но физическая активность, особенно девочек, снижается. И все-таки занятия физической культурой усиливают у девочек и мальчиков чувство физической состоятельности, формируют положительный образ тела, приводят к появлению целеустремленности, выдержки, напористости и др.
Особенности кровеносной и
дыхательной систем у подростка
Развитие костно-мышечной системы подростка связано с изменением в кровеносной и дыхательной сферах. Изменения касаются работы и массы сердца, кровяного давления, кровеносных сосудов. Несоответствие увеличивающейся массы сердца состоянию кровеносных сосудов, которые растут медленнее, приводит к повышению кровяного давления. Пульс более частый, чем у взрослого. Возможно появление болей в сердце, их называют подростковыми сердечными болями. Дыхательная система также имеет особенности. Объем легких увеличивается, как и масса сердца. Но у подростка учащенное дыхание, поэтому мозг испытывает дефицит кислорода. В результате могут возникнуть головные боли.
Развитие нервной системы подростка
Родители отмечают, что подростки могут задавать отвлеченные вопросы: «Можно ли считать, что в большой голове больше мозга, а значит, ума?», «Что будет, если клонировать только отдельные органы?», рассуждать абстрактно или придумывать собственный язык, непонятный окружающим. Все изменения в мышлении и речи связаны с развитием головного мозга и нервной системы в целом.
Головной мозг состоит из двух полушарий, соединенных между собой пучком нервных волокон. Каждое полушарие мозга покрыто корой мозга – слоем серого вещества, которое контролирует сенсорные и двигательные процессы, восприятие и интеллектуальную деятельность. Несмотря на то, что правое и левое полушария идентичны, они выполняют разные функции и контролируют разные участки тела.
Левое полушарие мозга, контролирующее правую сторону тела, включает центры речи, слуха, словесной памяти, принятия решений, обработки речевых сообщений и выражения положительных эмоций. В правом полушарии расположены центры обработки зрительно–пространственной информации, не относящихся к речи звуков, тактильных ощущений и выражения отрицательных эмоций. Оно контролирует левую сторону тела. Но это не значит, что полушария мозга не зависят друг от друга.
Развитие нервной системы, особенно передних отделов больших полушарий, делает подростка «говорливым»: он не допускает никаких замечаний в свой адрес, реагирует на них словесно и чаще всего возмущается, выражает несогласие. Процессы возбуждения и торможения не уравновешены: возбуждение преобладает над торможением. Вследствие быстрого распространения возбуждения подросток легко раздражается, становится вспыльчивым. Кроме силы реакции возбуждения отмечается и подвижность (иррадиация) нервных процессов. Так, подростки достаточно быстро реагируют на какие–то раздражители, особенно новые. Они легко переходят от одного состояния к другому (взаимная индукция). Возможна ситуация, когда ребенок в этом возрасте может заснуть на уроке, почувствовать себя разбитым, измученным, хотя ничего не делал. Смена настроения, необычно высокая чувствительность приводят к своеобразной мимикрии – подросток может быстро попасть под влияние группы сверстников, переняв особенности их поведения и поступая «как все».
Разные разделы нервной системы разбалансированы. Вегетативная, соединяющая кору головного мозга с нервными волокнами, которые расположены во внутренних органах и железах, работает неритмично и нескоординированно (учащенный пульс, неравномерное наполнение кровеносных сосудов и др.), что приводит к вегетососудистой дистонии, упадку сил, мышечной слабости. В подростковом возрасте усиливается деятельность подкорки, что и влияет на дестабилизацию коры головного мозга и подкорки. В целом активность мозга возрастает неравномерно.
Такие особенности нервной системы подростка влияют на регуляцию, т. е. произвольность, осмысленность деятельности. Произвольность деятельности, требующая умения доводить все до конца, развита плохо. Поэтому подросток часто бросает начатое. От этого создается впечатление, что он редко переходит от слов к делу. Резкая смена настроений и психических состояний, повышенная возбудимость, импульсивность, проявление полярности и амбивалентности реакций,[2] эмоциональная неустойчивость, утомляемость, раздражительность – наиболее яркие особенности проявления изменений в нервной системе и эмоциях, возникающих у подростка. В сфере личности они приводят к неусидчивости, смене настроения, которые родители и учителя часто воспринимают как лень.
Некоторые ученые (например, А. Г. Хрипкова) считают, что в подростковом возрасте происходит своего рода регресс нервной системы, поскольку реакции на внешние раздражители очень сильно изменяются, что приводит в замешательство родителей и педагогов, готовых обратиться за помощью к врачу. Между тем эти изменения естественны, происходят у всех подростков в любых культурных условиях и не зависят от вмешательства взрослых. Разумеется, взрослые могут сглаживать противоречивость и крайность в поведении, психических процессах и особенностях личности – ценностях, потребностях, отношениях.
Изменения в гормональной системе подростка
Не случайно в этом возрасте отмечают гормональные «бури». Большие изменения в функционировании желез внутренней секреции, особенно щитовидной и половых, прежде всего, влияют на обмен веществ. Изменения в эндокринной системе выражаются в повышенной активности щитовидной железы, которая провоцирует появление бурных аффектов, подъем энергии и следующий за ними спад, усталость. Эндокринная система связана с нервной, что приводит к одновременному подъему возбуждения, умственному переутомлению, повышенной раздражительности, расстройствам сна и пр.
В этом возрасте происходит половое созревание. У большинства девочек половое созревание начинается между 9 и 10 годами. В этом возрасте жировая ткань скапливается вокруг репродуктивных органов. Примерно к 12,5 годам наступает менархе (греч. arche – начало, первая менструация), появляются и другие вторичные половые признаки. У мальчиков половое созревание начинается с увеличения яичек между 11–12 годами, а половая зрелость наступает между 14–15. Несколько позже начинают расти волосы на лице – над верхней губой, щеках и подбородке, руках и ногах. Признаком полового созревания у мальчиков служит понижение голоса вследствие роста гортани и удлинения голосовых связок. Голос ломается, повышаясь до сопрано и опускаясь до глубокого баритона даже на протяжении одной фразы.
Изменения в функционировании половых желез могут быть связаны с нервными перегрузками, переутомлением и сильными эмоциональными переживаниями. От полового созревания зависит общая неуравновешенность подростка. Появление вторичных половых признаков сопровождается выработкой мужских и женских половых гормонов – эстрогенов и андрогенов.
Таким образом, главный момент который должны помнить родители и тренеры – подростковый возраст является периодом усиленного развития и перестройки детского организма.
У подростков иначе, чем у взрослых, происходит энергетическое обеспечение работы мышц. На одну и ту же нагрузку, на одни и те же движения подростки затратят значительно больше энергии, чем взрослые. Специалисты говорят об этом так: «Дети двигаются менее эргономично, чем взрослые».
По этой причине подросткам легче сбросить лишний вес, если таковой есть. Мышцы подростков развиваются быстрее: выполняя одни и те же упражнения, взрослые и подростки достигнут разного результата.
Величина аэробной производительности, МПК в абсолютных величинах у детей и подростков ниже, чем у взрослых. Расчет потребления кислорода на 1 кг веса и 1 кгм выполненной работы, что у подростков затраты кислорода больше. Это подтверждается при определении кислородного пульса (количество мл кислорода, поглощаемого и транспортируемого при каждом сокращении сердца). Для его определения МПК делят на ЧСС, измеренное при проведении данной работы. Чем больше величина кислородного пульса, тем экономичнее работа сердца.
Подросткам свойственна высокая лабильность нервных процессов. Это сказывается на работе сердечно-сосудистой системы. В частности у них чаще возникает нарушения ритма сердца. Показатели ЧСС и АД у детей и подростков изменчивы. С возрастом ЧСС урезается, а АД повышается, реакция на физическую нагрузку становится более экономичной (табл. ниже) Занятия аэробными видами спорта положительно влияют на перестройку работы сердечно-сосудистой системы.
В период полового развития у подростков иногда отмечается повышение АД. Это требует серьезного внимания, т.к. свидетельствует о наклонности организма к прессорным реакциям. В этот период необходимо уменьшить тренировочные нагрузки, особенно упражнения с отягощением, ограничить число соревнований.
Адаптация функции внешнего дыхания и физической нагрузке у детей и подростков происходит иначе, чем у взрослых. При нагрузке на выносливость в большей степени увеличивается ЧД, в меньшей – глубина дыхания. Процент утилизации кислорода из легочной ткани при физической нагрузке тем меньше, чем меньше возраст спортсменов. Иными словами, юному спортсмену необходимо для обеспечения организма кислородом провентилировать тем больше воздуха, чем меньше его возраст.
С возрастом основные функциональные показатели дыхательной системы изменяются на более экономичные. По мере роста ребенка идет уменьшение ЧД (табл. ниже), увеличение глубины дыхания, рост ЖЕЛ. Адекватная физическая нагрузка аэробного характера стимулирует эти процессы.
Но затрачивая больше энергии, подростки и устают быстрее. Кроме того, такое качество, как выносливость, у них еще только развивается. Поэтому важно помнить, что физические занятия подростков должны быть менее продолжительными, чем занятия взрослых.
Подросткам тяжелее, чем взрослым, переносить продолжительные тренировки.
Однако есть еще одна интересная особенность подросткового организма: ребенок устает быстрее, чем взрослый, но и восстанавливается быстрее. Им нужен менее продолжительный отдых, чем взрослым. Отсюда напрашивается вывод: детям можно заниматься очень часто, но непродолжительное время. То есть если оптимальный режим занятий спортом для взрослого (не профессионального спортсмена, а любителя) – 2-4 занятия в неделю по 1-3 часа, то для подростка режим может быть такой: 5-7 раз в неделю по 1-2 часа.
Подводя итоги сказанному, следует отметить, что подростковый возраст с одной стороны связан со значительными изменениями в организме, с другой стороны, он просто требует от подростка серьезной двигательной активности, необходимой для нормального физического развития. Поэтому, видится целесообразным, при активных занятиях спортом подростков использовать БАДы на основе натуральных лекарственных трав и продуктов пчеловодства (цветочная пыльца, перга, маточное молочко, трутневый расплод). Данные препараты не вызывают привыкания и не имеют побочных эффектов. Их использование позволит адаптировать растущий организм к нагрузкам и избежать различного рода перенапряжений и истощения.
Итак, следует особо отметить следующие препараты, которые повысят эффективность спортивной подготовки подростков.
«Апитонус П» содержит пчелиную обножку, уникальный источник природных витаминов, минералов и аминокислот, жизненно необходимых человеку. Рекомендуется как универсальный источник витаминов и аминокислот.
«Дигидрокверцетин ПЛЮС» – мощный комплекс антиоксидантов. Одна таблетка содержит комплекс биофлавоноидов и антиоксидантов, усиливающих и дополняющих действие друг друга. Предполагается использование для улучшения микроциркуляции крови.
«Кардиотон» имеет в своем составе порошок плодов боярышника кроваво-красного, порошок цветков боярышника кроваво-красного, порошок плодов шиповника майского, маточное молочко адсорбированное. Действие данного кардиопротектора позволяет укрепить сердечную мышцу; снизить воспалительные процессы в миокарде; улучшить снабжение кислородом сердечной мышцы; ускорить регенерацию специфической ткани сердца с экономной стимуляцией процесса рубцевания; в случае инфаркта миокарда рубец становится меньше, и, соответственно, сердечная мышца повреждается меньше.
«Мемо-Вит» – витамины для мозга. Это уникальный, инновационный, натуральный природный продукт, жизненно необходимый и идеально соответствующий организму человека, содержащий порошок травы гречихи красностебельной, трутневый расплод (гомогенат) – донатор энтомологических прогормонов (не является гормонозаменителем); порошок плодов шиповника майского – источник витаминов: С, В2, К, Р, Е, провитамина А.
Биологически активную добавку «Мемо-Вит» необходимо использовать в качестве лечебно-профилактического средства для укрепления стенок кровеносных сосудов, особенно сосудов головного мозга, для правильного обмена веществ, питания тканей, умственном и физическом переутомлении. Препарат обладает ноотропным и гепатозащитным действием.
«Остео-Вит» – иммуномодулятор на основе трутневого расплода и витаминов D и B6. Рекомендуется как профилактика инфекционных заболеваний в период сборов и соревнований, а так же профилактика авитаминоза и переломов костей.
«Леветон Форте» помогает улучшить спортивные результаты даже мастерам спорта международного класса.
Сочетание натуральных компонентов в легко усваиваемой организмом форме даёт длительный заряд бодрости и энергии, необходимых при тяжёлых физических нагрузках. Не являясь допинговым средством, «Леветон Форте» обладает мощным анаболическим эффектом, способствующим росту мышечной массы, силы и выносливости.