Пчёлы и мёд в культуре самых разных стран и народностей занимают особое, почётное место, что связано с их многотысячелетним обеспечением человека полезнейшей пищей, присутствием в целительских практиках и религиозных представлениях человечества. Уважительное отношение к пчёлам и их лакомому, полезному для здоровья дару в мусульманском мире закреплено авторитетом священных текстов главной религиозной книги Ислама и хадисов – преданий о поступках и речах пророка Мухаммеда. Подробнее о значении мёда в Исламе, о том, что говорится в хадисах и Коране о пчёлах, Вы сможете узнать из этой статьи.
Мы касаемся этой интереснейшей темы, так как производим витаминные добавки для здоровья на основе продуктов пчеловодства — пчелиной обножки, маточного молочка и трутневого расплода. Наши продукты «Леветон П», «Леветон Форте», «Остеомед», «Мемо-вит» и многие другие разработаны для здоровья человека и впитали в себя не только современные знания, но и глубокое уважение к теме пчел и их значении в истории и религиях мира.
Содержание
Образ пчелы в Коране
О значимости образа пчелы в Коране и мусульманской религии свидетельствует наличие отдельной суры Ан-Нахль, что в переводе с арабского и значит «пчела». Почему же именем медоносного насекомого была названа одна из 114 глав (16-я сура) священного писания Ислама? На первый взгляд это кажется странным, ведь непосредственно о пчеле речь идёт только в двух аятах, 68-м и 69-м, из 128 коранических стихов-откровений данной суры.
В них Мухаммед повествует о повелении Аллаха крылатым труженицам созидать «дома в горах, на деревьях и в строениях», а потом питаться от различных плодов и «следовать по путям Господа со смирением». «Знамением для людей размышляющих», разумных, называет пророк вырабатываемое в их чреве «питьё разной окраски», «в нём – исцеление». Вот и всё. Смысл этих строк кажется предельно ясным. Всевышний наделил пчёл инстинктом строить свои удивительные, геометрически выверенные жилища (идеальная форма шестиугольных сот мусульманами уже сама по себе трактуется как признак чуда) как в условиях дикой природы, так и в рукотворных человеческих сооружениях, смиренно служить божественному замыслу и людям, снабжая последних целебной пищей.
Интересно, что арабские глаголы здесь указывают на женский род насекомых, к которым обращается Аллах, хотя о ведущей роли именно женских особей – рабочих пчёл и маток – в устройстве роевой жизни и добыче мёда достоверно стало известно только 1400 лет спустя. Впрочем, это может быть связано с более архаичными, распространёнными в разных древних цивилизациях, представлениями о пчеле как символе Великой Матери, материнства.
В целом же 16-я сура «Пчела» посвящена различным актам творения Всевышнего, тем благам, которые даровал он людям (дождь, растения, скот и т.д.). Здесь также даются наставления о том, как должно быть устроено справедливое человеческое общество. Название главы нельзя считать случайным. Вероятно, именно пчёлы как божественные создания, смиренно исполняющие возложенный на них Господом долг, живущие с соблюдением божественного порядка, предстают как образец общественного устройства, верности Творцу, разума, мудрости, трудолюбия. Другая важнейшая мысль, транслируемая в этой Суре, – это лечебные свойства мёда. «Исцеление для людей» несёт этот природный, а значит сотворённый самим Богом, дар, подтверждение чему мы находим также в многочисленных хадисах.
В 15-м аяте 47-й суры «Мухаммад» дано описание мусульманского райского сада, в который попадут богобоязненные верующие после смерти. Не подверженные порчи вода и молоко, вино и «очищенный мёд» наполняют его реки в противоположность огню и кипящей воде, ожидающих неправедных. Соотношение мёда с блаженством в загробной жизни, с раем типично и для других культур и религий. И это неудивительно, ведь чистый пчелиный продукт издревле известен своей особенностью очень долго сохраняться без изменения вкусовых и полезных качеств. В древности мусульмане полагали, что пчёлы долетают как до рая, так и до загробного царства.
Мёд в хадисах
Хадисы – это сведения о деяниях и словах Мухаммеда, переданные через цепочку его последователей от непосредственно знавших пророка сподвижников. Мёд в хадисах упоминается неоднократно и высоко ценится мусульманами, так как сам посланник Божий очень любил его (это был любимый продукт пророка) и рекомендовал употреблять всем. В преданиях о Мухаммеде мы находим многочисленные тому подтверждения.
Пророк Аллаха, оставивший не только религиозно-общественные наставления, но и медицинские, утверждал, что существует «два средства исцеления – мёд и Коран», – узнаём мы из сборника исламского богослова и хадисоведа Ибн Маджи. Мухаммед говорит о здоровье как о гармоничном единстве физического и духовного начал, поэтому больной человек нуждается во врачевании как тела, так и души. И если мёд способен дать живительную силу первому, то Священное Писание необходимо для оздоровления второй. Однако важным условием исцеления является чистота и нравственность как в поступках, так и в помыслах человека, иначе возможен эффект, обратный предполагаемому.
В другом хадисе Мухаммед говорит об исцеляющей силе трёх воздействий на организм: «глоток мёда», кровопускание и прижигание (последний способ он считал нежелательным). Следуя его завету, мусульманские врачи ставили мёд на первое место среди средств, изнутри очищающих весь организм, а именно таким лекарствам они и отдавали предпочтение.
Им хорошо были известны:
- питательное, витаминизирующее, укрепляющее, антитоксическое, противопростудное, антибактериальное, слабительное свойства мёда;
- его оздоравливающее влияние на многие внутренние органы (дыхательную систему, желудок и кишечник, почки и мочевой пузырь, печень, репродуктивные органы) и кровообращение.
Советовалось принимать мёд, разведённый в тёплой воде, натощак, как это практиковал сам великий пророк. В одном из хадисов Мухаммед настоятельно рекомендует пить мёд от болезни живота. Также сохранилось его высказывание, призывающее употреблять в пищу мёд, так как «он исцеляет тысячи болезней».
Интересен в символическом плане рецепт, предлагаемый родственником и сподвижником Мухаммеда, праведным халифом по имени ‘Али ибн Абу Талиб. Заболевшим он советовал выписать из Корана строки и написанное растворить в дождевой воде. Затем купить мёду и добавить его в этот раствор, и тогда Аллах совместит в этом средстве «здоровое и приятное, благодатную воду и лекарство».
Имеющее место и в других культурах противопоставление мух и пчёл присутствует и в мусульманской традиции. Так, посланнику Аллаха в хадисах приписывается изречение о том, что «все мухи будут в огне, кроме пчёл». Толкователи объясняют это тем, что нечистые насекомые будут не сами гореть в пламени, а кусать грешников, усугубляя их посмертные мучения. А вот пчёл, как чистых, божественных творений, служащих людям и несущих им исцеление, эта чаша минует.
Символические значения пчелы
и мёда у мусульман
Итак, значения пчелы и мёда в исламе в основном соответствуют их пониманию во всём мире. Правда, мёду отведена в большей степени прагматичная, нежели мистически-символическая роль. Это в первую очередь ценнейший продукт питания, целебное средство самого широкого спектра действия. В искусстве толкования сновидений мёду приписываются исключительно хорошие смыслы. Видеть его во сне предвещает правоверному мусульманину получение возвышенных знаний, а потчевать им других – означает способность спящего правильно читать и понимать священный Коран. То есть сладость пищи ассоциируется со сладостью божественной мудрости. Видеть струи мёда – к совершению благих дел, а также к богатству и материальному благосостоянию.
А вот легкокрылые создательницы мёда символизируют смирение, верность перед Богом, трудолюбие и полезность для человечества, мудрость и чистоту. Это и аллегория чистой души правоверного мусульманина. В совершенстве пчелиного быта и «общественного» устройства, в иерархичности внутрироевых отношений и способности строить удивительные жилища из математически точных шестигранных ячеек, соблюдать в сотах идеальную чистоту и т. д. приверженцам Аллаха видится образец, на который должны ориентироваться верующие.