С древнейших времён образ пчелы в культуре разных народов занимает обширную нишу. Поистине удивительна широта его символических трактовок. О важности роли, какую играла медоносная пчела в жизни, хозяйстве, мифах и верованиях людей Востока и Запада, говорит её присутствие на огромном количестве старинных фамильных и земельных гербов губерний, городов, уездов, а также на флагах. О пчеле в геральдике и вексиллологии, то есть флаговедении, и пойдет рассказ. Узнав о значении этого символа на гербах и флагах, нельзя не проникнуться уважением к скромной труженице полей и плодам её непрестанных трудов. Тема геральдики неожиданно красноречиво раскрывает значение пчел в жизни человека. Ее нельзя не коснуться, чтобы подчеркнуть наивысшее почитание человеком этого наскомого за неоспоримую пользу для здоровья человека.
Именно на основе продуктов пчеловодства наши ученые разработали витамины для активного образа жизни «Леветон Форте» и «Апитонус», комплекс для здоровья половой системы «Эромакс», активные добавки для здоровья костей «Остеомед» и «Остеомед Форте», комплекс для поддержки имунной системы «Остео-Вит».
Содержание
Значения символа пчелы
В глубокую архаику уходят своими корнями значения символа пчелы – насекомого, не только кормившего и поившего наших далёких предков, но и лечившего их. Также пчёлы обеспечивали воском, находившем широчайшее применение в быту (изготовление печатей, восковых табличек для записей, обработка нитей и тканей), ритуалах (мумификация умерших) и искусстве (техника энкаустики, донёсшая до нас яркие росписи внутри египетских пирамид). Мёд был продуктом, который хранился сколько угодно долго, не теряя своих питательных и целебных качеств. Его использовали и как единственный в те времена консервант. Всё это возвеличивало пчёл в глазах древних людей. К тому же строго иерархичная роевая жизнь улья вызывала восхищение у них своей упорядоченностью и казалась образцом, идеалом социального устройства. Всё это и послужило причиной глубокого символического осмысления образа пчелы, отражение чего находим мы в мифах, религиозных представлениях и произведениях искусства.
Трудолюбие, хозяйственность, экономность, любовь к порядку и чистоте, мудрость, нравственность, гармоничность, целомудрие и непорочность, материнство, покорность и послушание, старательность, верность – такие качества приписывались пчеле самыми разными народами. С одной стороны, пчела и мёд ассоциировались с солнечной, очищающей стихией, небом и звёздами (в Индии есть изображения бога солнца Вишну в виде пчелы, пчела была эмблемой Зевса и Юпитера), а с другой – с землёй и лунными культами (вавилонской богини Милитты и греческих Селены, Артемиды и др.). При матриархате прослеживается связь пчелы с Великой Матерью в разных её вариантах, в античной традиции – с богинями земли и плодородия (Кибелой, Персефоной, Артемидой, Деметрой, Афродитой), с потусторонним миром, умиранием, воскресением и бессмертием. Позже христианство приспособило образ крылатой труженицы под свои нужды, сделав его и символом бессмертия Христа, и знаком Девы Марии. Пчела воспринималась как олицетворение вечной души (в Египте, Античном мире, на Среднем Востоке); красноречия и поэзии (в античной литературе и христианстве); королевской, верховной власти, государства (в Греции, Египте, на Востоке).
Образ пчелы на гербах,
эмблемах, флагах
Неудивительно, что этот насыщенный смыслами символ обрёл популярность в геральдике – искусстве и системе составления изображений, отображающих сущность владельца герба – человека, рода, цеха, города, страны. Образ пчелы на гербах, эмблемах, флагах и иных общественно важных отличительных знаках, конечно, не транслирует всё многообразие присущих ему значений. Он может подразумевать исключительную роль пчеловодства в хозяйственной деятельности данного рода или на обозначаемой гербом территории; то, что хозяин знака является знатным пчеловодом. Также могут подразумеваться такие качества носителя герба, как царское происхождение, причастность к высшей власти, трудолюбие и порядок, бережливость, усердие в службе и верность.
Если заглянуть в древность, задолго до появления геральдики как таковой (примерно в ХII веке) пчела была ещё до нашей эры эмблемой и символом Нижнего Египта, где она означала вечную жизнь, царскую власть и мудрость правителей, порядок и бесстрашие. Повелителями пчёл именовались фараоны, а египтяне в свои прошения к власть имущим добавляли изображение пчелы в знак преданности.
Уже в Средние века в большинстве случаев гербы в качестве земельных и родовых эмблем произошли от личных или семейных знаков, с помощью которых метились предметы хозяйства в быту крестьян, ремесленников, охотников или воинов. Знамёна, монеты, печати, орудия труда, скот, пушнина, посуда могли быть украшены ими. Закреплённые за родами такие знаки совершенствовались, стилизовались со временем. Само слово «герб» значит «наследство» и встречается в разных наречиях славян. А теперь вспомним, что наши предки-славяне были знатными бортниками, изумлявшими заезжих иностранцев своим умением вести пчелиное хозяйство в живописных лесных угодьях. Мёд не только занимал почётное место на столе каждой русской семьи, но и славился как товар, вывозимый купцами из Древней Руси. Так что неспроста пчелиная символика (пчёлы, ульи, соты и даже медведи с мёдом) оказалась на русских гербах:
- многих известных русских родов (Авериных, Бежиных, Богдановых, Вагановых, Голиковых, Латыниных, Шаховых и др.);
- городов (Тамбов, Симферополь, Медынь Калужской области, Начихивань-на-Дону Ростовской области, Рыбное Рязанской области, Новохопёрск Воронежской области, Оса Пермского края, Спасск Пензенской области);
- районов/уездов (Бахмачского р-на Черниговской обл., Гордеевского р-на Брянской обл., Земетченского р-на Пензенской обл., Медынского р-на Калужской обл., Новокузнецкого р-на Кемеровской обл., Знаменского и Кирсановского р-нов Тамбовской обл., Троснянского р-на Орловской обл., Пестравского р-на Самарской обл., Сандовского р-на Тверской обл., Северного р-на Оренбургской обл., Кадомского р-на Рязанской обл. и др.).
Если говорить в целом о мире, сегодня более 300 геральдических знаков содержат в своей композиции пчелиную тематику. Это, например, гербы Манчестера (Великобритания), Реюньона (Франция), Эбелебена (Германия), Климовичи (Беларусь), коммуны Альвеста (Швеция), штата Юта (США), Ферганской области (Узбекистан) и другие.
Характерный пример использования пчелиной символики – тамбовский герб, официально утверждённый в 1729 году, впоследствии легший и в основу флага Тамбова. Три золотые пчелы и похожий на крепость улей на лазоревом фоне отражают характер хозяйственной деятельности, огромную роль пчеловодства в историческом прошлом этих мест, богатых липовыми и иными лесами. Сходство улья с крепостью подчёркивает значение города как стратегического оборонительного пункта, дававшего в XVII веке отпор татарским и ногайским кочевникам. А вот в гербе английского Манчестера земной шар с 7 пчёлами символизирует распространение продукции этого крупного промышленного центра по всему свету, а также трудолюбие горожан.
Однако не всегда смысл изображений на гербах и флагах связан с особенностями хозяйства, иногда за ними скрываются красивые истории. Пчела по сей день не раскрыла все свои тайны в геральдике и теории символов и вызывает немало споров среди любителей таинств и сакральных знаний.
Пчёлы Меровингов и
пчёлы Наполеона
Одной из таинственных страниц в геральдике является связь личной и государственной символики, выбранной императором Бонапартом Наполеоном после победы Французской революции, с загадочными пчёлами Меровингов. Меровинги – легендарная династия первых франкских королей, правивших на землях будущих Франции и Германии в V–VII веках. В 1804 году Наполеон явился на коронацию в мантии, украшенной золотыми пчёлами. Кроме того, по его приказу эти насекомые заменили лилии на гербе поверженных Бурбонов, украсили многие флаги (в частности, флаг Эльбы). Сходство стилизованной пчелы с лилией как бы намекало на правопреемственность власти императора от свергнутой королевской, символизируя вместе с тем воскресение, бессмертие и стабильность в обществе. И в то же время пчёлы Наполеона прилетели из глубокой полумифологической древности и принесли с собой ещё один, неявный, но очень важный для Бонапарта символический смысл.
Дело в том, что в середине XVII века было обнаружено захоронение Хильдерика I – сына Меровея, и давшего имя династии Меровингов. Меровей якобы был рождён одновременно от двух отцов – франкского короля, человека и морского чудища, чья кровь текла и в жилах всех продолжателей этого рода, наделяя их сверхъестественной силой и особым правом на власть. За Меровингами закрепилась слава колдунов, ясновидцев, оккультистов и приверженцев эзотерики. Все они были длинноволосы, что являлось атрибутом их магической власти, имели на теле родимое пятно в виде красного креста… в общем, легенд и домыслов вокруг них ходило и ходит до сих пор предостаточно. Для нас важно то, что в гробнице Хильдерика I наряду с другими ценностями было обнаружено 300 золотых пчёлок-кулонов, усеивавших плащ погребённого монарха. Учитывая значение символа пчелы у древних франков (верховная/духовная власть, мудрость и бессмертие), можно смело утверждать, что пчела была символом могущества рода Меровингов. И именно на преемственность этого могущества и претендовал Наполеон. Более того, он пытался вывести свою родословную от этого старинного рода. А что касается Меровингов, то здесь интересна и ещё одна параллель – с масонством, в котором улей с пчёлами является одним из центральных символов. Да и параллель ли? Имеется немало намёков на то, что именно эзотерики Меровинги и их потомки напрямую причастны к созданию тайных обществ в Европе.
Пчёлы Барберини
Не менее интересна история пчёл Барберини, древнего и богатого итальянского рода. По преданию, их появление на фамильном гербе связано с историей излечения тяжело заболевшего любимого сына. Когда врачи уже опустили руки, умирающего поднял на ноги, вернул к жизни обычный бортник, исцеливший недуг с помощью пчелиных укусов и рецептов, основанных на использовании дикого мёда. Барберини хотели отблагодарить лекаря из народа, но тот уже скрылся. И тогда в память о чудесном исцелении было решено украсить герб семьи тремя пчёлами на ярко-синем фоне. И это был отличный ход, ведь символика этих насекомых подразумевала бессмертие, праведность и трудолюбие, аристократизм духа и высокое происхождение. Позднее, в 1623 году, один из представителей рода – Маффео Барберини – был избран Папой Римским Урбаном VIII. Его дружба с виднейшим представителем барокко ХVII века Лоренцо Бернини способствовала тому, что талантливый скульптор и архитектор запечатлел герб своего покровителя и легендарных пчёл с него на различных объектах искусства в историческом центре Рима. Это и знаменитые фонтаны Бернини, в числе которых – «Фонтан пчёл» и «Тритон», украшенный папской атрибутикой и гербом Барберини, и базилика Св. Петра, и балдахин над алтарём Папы Римского, украшенные пчелами, и впоследствии – надгробие Урбана VIII.
Как видим из всех этих историй, символизм образа пчелы сочетает в себе рациональные, прагматические и одновременно поэтические, мистические, сакральные начала. Великая труженица и целительница, пчела по праву заслужила почётное место на гербах, флагах, эмблемах самых разных народов.