ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Автор:
БАГМЕТ КОНСТАНТИН ВЛАДИМИРОВИЧ
Диссертация
«ОПТИМИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ БАСКЕТБОЛИСТОВ
В РАЗЛИЧНЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ»
Содержание
ГЛАВА I.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
На основании поиска, анализа и обобщения литературных источников, а также с учетом передового опыта тренерской практики было рассмотрено состояние изучаемой проблемы, основные положения которой излагаются ниже.
1.1.
Современные аспекты
оптимизации
подготовки спортсменов
Разработка и внедрение новых технологий оптимизации подготовки спортсменов является необходимым условием для достижения спортивных успехов.
Как известно, современная система подготовки спортсменов включает три подсистемы: соревнований, спортивной тренировки, факторов, дополняющих тренировку и соревнования, и оптимизирующих их эффект. При этом только совокупность всех перечисленных компонентов, соединение их в целостную систему может обеспечить рост спортивных достижений и общий положительный эффект спортивной деятельности. В системе факторов, дополняющих тренировку и соревнования и оптимизирующих их эффект, основное место занимают различные средства восстановления и повышения работоспособности (44, 48, 92, 232, 262).
Как уже отмечалось, анализ итогов Олимпийских игр 2000 года убедительно показал, что в современной подготовке спортсменов все больше возрастает значение вне тренировочных и вне соревновательных средств, направленных на повышение спортивной работоспособности и интенсификацию восстановительных процессов у спортсменов /Б.Н.Щустин (390)/.
Это положение объясняется основными тенденциями развития мирового любительского и профессионального спорта: резко возрастающая конкуренция во всех видах спорта, неуклонное и
значительное повышение тренировочных и соревновательных нагрузок, расширение возрастного диапазона спортсменов, проведение соревнований в сложных климатических условиях (высокая или низкая температура внешней среды, горный климат, быстрая смена климатических и временных зон и др.) /43, 66, 69, 92, 98,138,192,236,262,288,337/.
Следует особо подчеркнуть, что современная система подготовки спортсменов все время развивается и совершенствуется. По этому поводу профессор В.К.Бальсевич (44) отмечает следующее: “важнейшим условием создания и освоения новых теоретических и методических ценностей спортивной культуры является интеграция различных областей научно- спортивного знания и технологических инноваций в едином научно- технологическом пространстве разработки и последовательной реализации индивидуальных стратегий и тактик многолетней спортивной подготовки, жестко сориентированных на эффективную и непротиворечивую актуализацию потенциальных возможностей спортсмена и минимизации педагогических ошибок при определении режимов тренирующих нагрузок и восстановления его работоспособности” (с.25). При этом профессор В.К. Бальсевич (44) подчеркивает необходимость “обеспечить удобное и качественное информационное и аналитическое обслуживание тренировочного и восстановительного процессов в ходе многолетней и краткосрочной специализированной спортивной подготовки” (с.24).
Как известно, в результате утомления после тренировочных и соревновательных нагрузок в организме спортсмена в виде закономерной биологической реакции развертываются восстановительные процессы,
которые обеспечивают возврат к исходному уровню функционального состояния организма.
Установлено, что восстановительные процессы, развивающиеся в организме спортсменов представляют собой важнейшие психофизиологические процессы. Основное содержание этих процессов заключается в том, что после тренировочных нагрузок происходит обратные изменения в деятельности тех функциональных систем, которые обеспечивали выполнение данной физической работы. Все эти изменения в этот период обычно объединяются понятием “восстановление”.
Однако следует подчеркнуть, что восстановление после физических нагрузок означает не только возвращение организма к исходному или близкому к нему уровню. Прогрессирующее развитие тренированности спортсмена является результатом того, что психофизиологические сдвиги, наблюдающиеся в организме после отдельных тренировочных нагрузок не устраняются полностью, а сохраняются и закрепляются путем конструктивных изменений в восстановительном периоде, что и является основой повышения тренирована нести организма спортсменов.
Во многих исследованиях установлено, что оптимальное сочетание утомления и восстановления является физиологической основой постоянной и долговременной адаптации организма к физическим и спортивным нагрузкам. В связи с этим применение различных восстановительных нагрузок рассматривается как неотъемлемая составная часть подготовки спортсменов (43,66,138,147,156, 167, 192, 236, 288, 337).
Профессор В.К. Бальсевич (44) отмечает, что одним из важнейших условий совершенствования современной системы спортивной подготовки является “поиск индивидуально, актуально и нравственно приемлемых способов восстановления работоспособности спортсменов” (с.25).
Развитие и поддержание
работоспособности
спортсменов
на оптимальном уровне при современных тренировочных и соревновательных нагрузках, как показывают научные исследования, возможно лишь в том случае, если параллельно с большими физическими и психоэмоциональными воздействиями своевременно и целенаправленно проводятся комплексы восстановительных мероприятий. Рациональное и целенаправленное их воздействие на течение восстановительных процессов после нагрузок разной биоэнергетической характеристики следует рассматривать как один из важных элементов управления эффективностью всего тренировочного процесса.
В учебнике “Спортивная медицина” (167) профессор В.Д.Карпман справедливо подчеркивает: “умение тренера управлять состоянием утомления и восстановления во многом определяет культуру тренировки и ее эффективность. Накопление утомления (без соответствующего утомления) может обусловить развитие переутомления и перетренированности, снижение работоспособности, прекращение роста спортивных результатов” (с.221).
Как уже отмечалось, современные тренировочные и соревновательные нагрузки в последнее время достигают по объемам и интенсивности критического для человеческого организма уровня. Поэтому даже незначительное превышение нередко может привести к срыву механизмов адаптации, переходу физиологического утомления в последующие его стадии: переутомления, перенапряжения, перетренированности и, как следствие этого, вызвать снижение спортивных результатов. Практика подготовки многих спортсменов в различных странах показала, что повышение спортивных достижений
через увеличение объемов тренировочной работы,
практически исчерпала себя.
В связи с этим профессор В.К.Бальсевич (43) особо подчеркивает, что “необходимость постановки такой проблемы обуславливается создавшейся ныне кризисной ситуацией в подготовке атлетов высшей квалификации, вызванной достигнутыми предельными объемами и интенсивности тренирующих воздействий и все возрастающим риском серьезных опасностей для здоровья спортсменов” (с.80).
Следует особо отметить, что в последние годы появляются все больше научных и практических примеров доказательств тому, что дальнейший рост спортивных достижений и максимальная реализация собственного спортивного потенциала атлетов тесно связана с оптимизацией тренировочного процесса и широким применением средств восстановления и повышения спортивной работоспособности (44, 48, 55, 66, 69, 92, 138, 147, 156, 192, 208, 236, 262, 337, 369).
Применение различных восстановительных средств и методов обеспечивает сохранение и укрепление здоровья спортсменов, способствует повышению их работоспособности, профилактике спортивного травматизма, а также обеспечивает оптимизацию подготовки спортсменов в сложных климатических условиях.
Современные положения о применении средств восстановления и повышения работоспособности излагаются в работах известных специалистов: В.К.Бальсевич (43, 44), А.А.Бирюков (55), М.М. Булатова (65), М.М.Булатова, В.Н.Платонов (66), А.Н.Буровых (71), В.М.Волков (88), Н.И.Волков (91), П.И.Готовцев, В.М.Дубровский (119), В.И.Дубровский (138), С.А.Душанин (142), А.И. Журавлева, Н.Д.Граевская (147), В.П.Зотов (156), В.Л.Карпман (167), А.И.Колесов (175), В.В.Кузин,
- П.Лаптев (193), А.П.Лаптев (206), В.П.Луговцев (220), Л.И.Матвеев (232), О.М.Мирзоев (244), В.Д.Моногаров (245),
- П.Платонов (261), Ю.М.Портнов (288), А.В.Родионов (305), Р.Д.Сейфулла (325), А.С.Солодков (338), Р.С.Суздальницкий, В.А.Левандо (347), Ф.П.Суслов (349), В.П.Филин (370) и др.
Основные направления стратегии и тактики эффективного применения различных средств восстановления и повышения спортивной работоспособности основываются на общих закономерностях динамики процессов утомления и восстановления (56, 65, 92, 138, 147, 192, 236, 262, 326).
Как уже отмечалось, в результате утомления в организме спортсменов в виде закономерной биологической реакции возникают процессы восстановления, которые обеспечивают возврат к исходному уровню функционального состояния организма. Развертывание и протекание восстановительных процессов зависит от направленности и величины нагрузки, характера тренировочных занятий и многих других факторов внешней и внутренней среды.
Важной особенностью восстановительных процессов является фазность восстановления мышечной работоспособности. В восстановительном периоде после тренировки различают три фазы:
Первая фаза – в результате выполнения работы наступает утомление, работоспособность снижается, а затем постепенно переходит в дорабочее состояние.
Вторая фаза – работоспособность продолжает повышаться до величин, превышающих дорабочий уровень работоспособности. Наступает эффект сверх восстановления (суперкомпенсации).
Третья фаза – через некоторое время достигнутый уровень сверх исходного состояния работоспособности возвращается к исходному уровню до тренировки.
Следует всегда учитывать, что восстановительные процессы развертываются неравномерно: в начале после физической
нагрузки этот процесс идет быстро, а затем медленней. В быструю фазу идет ликвидация продуктов обмена и ресинтеза АТФ и КрФ, а в медленную фазу – окислительное устранение лактата. В начальный период восстановления происходит наиболее значительный прирост работоспособности.
В ряде исследований были установлены возрастные особенности восстановительных процессов, которые неодинаковы по скорости у людей разных возрастных групп. Так, у подростков (12-16 лет) после индивидуальных нагрузок на скорость, восстановление протекает быстрее, чем у взрослых спортсменов. При выполнении значительных нагрузок восстановление у детей идет медленнее, чем у взрослых. По мере старения организма восстановительные процессы после мышечной работы протекают медленней, чем у лиц среднего возраста (88, 91, 147, 220, 245, 261).
Одна из важных особенностей восстановительных процессов – неодновременное (гетерохромное) возвращение к исходному уровню различных показателей психофизиологических функций. Так, например, восстановление потребления кислорода, легочной вентиляции, пульса, артериального давления и температуры кожи у работающих мышц происходит в разные сроки. Гетерохромное восстановление психофизиологических функций предполагает неодинаковую степень готовности к различным упражнениям. Так, после выполнения упражнений субмаксимальной мощности, сначала
восстанавливаются способность спортсмена осуществлять короткие скоростные упражнения, а только затем упражнения субмаксимальной интенсивности.
Следует отметить, что восстановление основных показателей сердечно-сосудистой системы происходит раньше, чем возвращаются к исходному уровню энергетические ресурсы организма. Так, например, после выполнения упражнений в режиме 90% интенсивности продолжительностью 30 сек восстановление работоспособности происходит в течение 90-120 сек.
Необходимо особо подчеркнуть, что большинство функциональных сдвигов, которые стимулируются с помощью тренировки для последующего устойчивого повышения работоспособности происходит не только во время самой тренировочной нагрузки, но и после ее окончания, т.е. в период восстановления организма. Поэтому с точки зрения теории адаптации, проведение восстановительных мероприятий должно заключаться в организации следовых эффектов от воздействия физических упражнений по силе, глубине и характеру. В связи с этим стратегией восстановления в настоящее время должно стать нормализация (оптимизация) уровня воздействия тренировочной нагрузки, снятие при необходимости ее избыточной силы, профилактика “угасания” положительного эффекта во времени и от наложения “взаимогасящих” нагрузок (65, 92, 138, 147, 192, 236, 262).
Во многих исследованиях подчеркивается, что в вопросах восстановления в ближайший период приоритет должен быть отдан не столько развитию новых методов, сколько повышению качественного
уровня использования уже существующих за счет
разработки правильной стратегии и тактики их применения.
Рациональное применение средств восстановления и повышения работоспособности в тренировочном процессе определяется как особенности динамики процессов утомления и восстановления, так и рядом других факторов: возраст и пол спортсмена, вид спорта, тип мышечной деятельности, количество и масса мышц, участвующих в движении, характер и интенсивность выполняемой работы, степень тренированности спортсмена, а также направленность тренировочных занятий (44, 55, 65, 92. 138, 261, 337).
Оптимальная организация необходимого сочетания тренировочных нагрузок в отдаленных микроциклах и отдельных занятиях, а также создание оптимальных условий для протекания восстановительных и специальных адаптационных процессов как отмечает В.Н. Платонов (261) может идти по двум путям:
- Оптимизации планирования учебно-тренировочного процесса.
- В направленном применении различных средств восстановления работоспособности спортсменов.
При этом в спортивной практике возможно использование восстановительных мероприятий по двум направлениям:
- применение восстановительных средств в период соревнований для направленного воздействия на процессы восстановления не только после выступления спортсменов, но и перед началом соревнований и в процессе их проведения;
- применение восстановительных средств в повседневном учебно- тренировочном процессе в целях эффективного развития двигательных качеств и повышения функциональных возможностейорганизма спортсмена.
В соответствии с этим В.Н.Платонов (261) предлагает планировать восстановительные мероприятия на трех условных уровнях: основном, оперативном и текущем.
Восстановительные мероприятия основного уровня направлены на нормализацию функционального состояния организма спортсменов в результате суммарной нагрузки отдельного микроцикла, а также на нормализацию процессов утомления от кумулятивного воздействия серии тренировочных нагрузок.
Оперативное восстановление функционального состояния спортсменов следует осуществлять в процессе каждого тренировочного занятия с учетом закономерностей развития и компенсации утомления в этом занятий.
Текущее восстановление направлено на обеспечение оптимального функционального состояния спортсмена в процессе или после нагрузки отдельных занятий в целях подготовки к очередной работе.
В современной системе восстановления условно выделяют: педагогические, гигиенические, медико-биологические и психологические средства восстановления (138, 147, 156, 167, 232, 261, 337).
Педагогические средства и методы восстановления являются важными факторами оптимизации тренировочного процесса, восстановления и повышения спортивной работоспособности. Рациональное и целенаправленное их применение обеспечивает проведение учебно- тренировочного процесса на современном научно-методическом уровне (65, 88, 138, 156, 175,232, 261).
В работе профессоров В.В.Кузина и А.И.Лаптева (193)
рекомендуются следующие основные направления применения педагогических средств восстановления.
Рациональное планирование тренировочного процесса с учетом этапа подготовки, условий тренировок и соревнований, пола и возраста спортсменов, функционального состояния спортсменов, особенностей учебной и трудовой деятельности, бытовых и климатических условий и т.п.
Оптимальная организация и программирование тренировок в макро-, мезо- и микроциклах, обеспечивающих рациональное соотношение различных видов, направленности и характера тренировочных нагрузок и их динамическое развитие.
Правильное сочетание в тренировочном процессе общих и специальных средств подготовки. Рациональное сочетание тренировочных и соревновательных нагрузок с необходимыми восстановительными циклами после напряженных тренировок и соревнований.
Рациональное сочетание в тренировочном процессе различных микроциклов: втягивающий, развивающий, ударный, поддерживающий, восстановительный с умелым использованием облегченных микроциклов и тренировок.
Систематическое применение тренировок в горных условиях, в целях повышения спортивной работоспособности и ускорения восстановительных процессов.
Оптимальное планирование тренировок в микроциклах с обеспечением необходимой вариативности тренировочных нагрузок, периодов пассивного и активного отдыха, применения эффективных восстановительных средств и методов.
Обязательное применение после напряженных
соревнований или соревновательного периода специальных восстановительных циклов с широким применением восстановительных средств, активного отдыха с переключением на другие виды физических упражнений и использованием благоприятных климатических факторов.
Систематический педагогический, врачебный контроль и самоконтроль за функциональным состоянием, переносимостью тренировочных и соревновательных нагрузок и необходимая коррекция тренировочного процесса спортсменов с учетом этих данных.
Важным педагогическим средством для стимуляции восстановительных процессов является правильное построение тренировочного занятия. При этом следует соблюдать следующие основные положения:
- выполнение полноценной разминки перед тренировкой, что обеспечивает не только быструю вырабатываемость и настройку
организма на предстоящую работу, но создает условия для оптимального развития физиологических и психических процессов. А это в свою очередь, способствует более эффективному восстановлению организма между отдельными сериями упражнений в процессе тренировки;
- выполнение упражнений для активного отдыха в интервалах между тренировочными нагрузками в одном занятии;
- использование пассивного отдыха в состоянии полного расслабления в оптимальной позе;
- выполнение упражнений в расслаблении в интервалах между тренировочными нагрузками и после занятий;
- применение упражнений и специальных средств с целью создания положительного эмоционального фона для последующего выполнения
основной тренировочной работы на более высоком уровне, что
обеспечивает и более активное восстановление;
- выполнение индивидуально подобранных упражнений для заключительной части тренировки (заминка). Постепенный выход из значительных нагрузок – эффективное средство для активного развертывания восстановительных процессов после тренировки. При этом рекомендуется применять в течение 10-15 минут бег в невысоком темпе (ЧСС – 105-120 уд/мин) и комплекс специальных упражнений;
- после тренировки обязательно выполняются восстанавливающие гидропроцедуры и другие восстановительные средства.
Гигиенические средства восстановления и повышения работоспособности широко применяются в подготовке спортсменов. Профессор Н.Д.Граевская в связи с этим в руководстве для врачей “Спортивная медицина и лечебная физкультура” (147) особо подчеркивает, что “гигиенические средства (полноценное сбалансированное питание, рациональный образ и режим жизни, использование естественных сил природы, гидропроцедуры, самомассаж и др.) наряду с педагогическими должны быть основными, одинаково необходимыми для всех занимающихся на всех занятиях и этапах подготовки занимающихся” (с.250).
В учебнике “Теория и методика физического воспитания” (231) профессор Л.П.Матвеев указывает, что “некоторые гигиенические средства, широко используемые в процессе физического воспитания являются, по сути, средствами повышения работоспособности и оптимизации восстановительных процессов (специализированное питание, витаминизация, массаж и т.д.). Хотя гигиенические факторы не относятся,строго говоря, к специфическим средствам физического воспитания, их содействующее значение трудно переоценить” (с.63).
В учебнике “Общая теория спорта” (232) профессор Д.П.Матвеев еще более подробно отмечает необходимость применения различных гигиенических средств и методов для повышения эффективности тренировочного процесса. “Оптимизация средовых условий подготовки спортсмена предполагает, само собой разумеется, соблюдение норм и требований общей и спортивно-прикладной гигиены наряду с гигиенически оправданным использованием средств оперативного воздействия на динамику работоспособности. В числе последних особенно популярны в качестве средств обеспечения после нагрузочного восстановления издавна принятые и полюбившиеся в сфере спорта бани, купания, душевые и другие водные процедуры в сочетании с массажем. Вместе с тем состав гигиенических средств оптимизации условий занятий и восстановления довольно быстро пополняется с использованием современных аппаратных и иных возможностей (искусственная аэроионизация, ультрафиолето вое облучение, так называемая “функциональная” цветомузыка) и многое другое” (с.215-216).
Результаты научных исследований и спортивная практика показывают, что систематическое и рациональное применение гигиенических восстановительных средств в подготовке спортсменов обеспечивает высокий уровень здоровья, закаленности и спортивной работоспособности, быстрое и полное восстановление, неуклонный рост спортивного мастерства, стабильность спортивной формы, спортивное долголетие, быструю адаптацию к сложным климатическим условиям.
Применение специальных гигиенических мероприятий по восстановлению и повышению работоспособности (гидропроцедуры, различные виды спортивного массажа, бани и тепловые камеры, ландшафт
ные зоны, ультрафиолетовое облучение, аэроионизация, физиотерапевтические и психогигиенические средства и др.) оказывают наиболее благоприятное воздействие на различные органы и системы организма и тем самым в значительной мере стимулируют восстановительные процессы и повышают работоспособность спортсменов (138, 147, 156, 192, 236).
Применение гигиенических средств при подготовке спортсменов для оптимизации спортивной подготовки, ускорения восстановления, предупреждения перенапряжения и повышения работоспособности физиологически оправдано и принципиально отлично от стимулирующих допинговых воздействий. При этом речь идет не о предельной мобилизации функциональных резервов организма, а наоборот, о восполнении затраченных при больших тренировочных и соревновательных нагрузках нервных, энергетических, пластических ресурсов и создания их необходимого запаса в организме. В связи с этим они могут рассматриваться как единственная и наиболее разумная альтернатива применения различных допингов (65, 138, 147, 156, 192, 236, 262).
В монографии “Современная система спортивной подготовки” (337) особо подчеркивается, что в “числе гигиенических требований к режиму входит правильное распределение всех нагрузок, отдыха, питания, комплекса восстановительных процедур в течение дня, микро-, мезо- и макроциклов” (с.292).
Применение гигиенических средств восстановления рекомендуется осуществлять в рамках системы гигиенического обеспечения подготовки спортсменов, которая была разработана и апробирована профессором А.П.Лаптевым еще в 1975 году (202). Эта система имеет определенную структуру и состоит из следующих элементов: оптима
льные социально-гигиенические факторы микросреды, быта, учебы и трудовой деятельности спортсмена, рациональный суточный режим, личная гигиена, закаливание, специализированное питание, оптимальные условия при проведении тренировок и соревнований, планирование подготовки с учетом биоритмов, психогигиена, отказ от разрушителей здоровья, профилактика травм, специальные средства повышения работоспособности и восстановления, специализированные комплексы для быстрой адаптации в сложных климатических условиях, реабилитационные мероприятия после травм и заболеваний.
Основными гигиеническими средствами, обеспечивающими укрепление здоровья спортсменов, быстрейшее восстановление и повышение спортивной работоспособности являются рациональный суточный режим, специализированное питание, закаливание, личная гигиена, психогигиена и другие.
Вместе с этим имеются специальные гигиенические средства восстановления и повышения спортивной работоспособности, среди которых, прежде всего надо отметить следующие: гидропроцедуры, теплый душ, горячий душ, контрастный душ, различные виды ванн, восстановительное плавание; различные виды спортивного массажа общий восстановительный массаж, частный восстановительный массаж, гидромассаж, самомассаж, предварительный разминочный массаж; различные методики приема банных процедур – баня с парением, кратковременная баня, баня с контрастными водными процедурами; ультрафиолетовое облучение, аэроионизация и др.
Специальные гигиенические средства оказывают наиболее благоприятное воздействие на различные органы и системы организма и тем самым в значительной мере стимулируют восстановительные
процессы и повышают спортивную работоспособность и таким образом оптимизируют тренировочный процесс.
Специальные гигиенические средства восстановления могут применяться отдельно или в комплексе с другими медико-биологическими средствами восстановления.
Следует учитывать, что некоторые гигиенические средства усиливают действие других и, наоборот, некоторые ослабляют воздействие других. Важное значение имеет правильное сочетание средств общего и локального воздействия.
Средства общего воздействия (души, ванны, ультрафиолетовое облучение, аэроионизация и др.) оказывают широкий общеукрепляющий и восстановительный эффект.
Средства локального воздействия применяются при преимущественной нагрузке и утомлении определенных групп мышц.
Вид и способ применения гигиенических средств восстановления в подготовке спортсменов должны выбираться совместно с тренером и врачом в зависимости от этапов подготовки, условий тренировки и соревнований, характера тренировочных и соревновательных нагрузок, сроков предстоящих соревнований, индивидуальных особенностей спортсмена, степени его утомления и др.
Необходимо еще раз особо подчеркнуть, что гигиенические средства восстановления и повышения спортивной работоспособности являются весьма эффективными и самое главное доступными для спортсменов и тренеров, так как их применение не требует дорогостоящего оборудования, и они могут применяться спортсменами в любых условиях.
Медико-биологические средства восстановления и повышения работоспособности включают в себя следующие основные группы: фармакологические средства восстановления, кислородотерапию, теп-лотерапию. О применении медико-биологических средств восстановления подробно указывается в ряде работ (138, 147. 156, 167, 326).
Фармакологические средства применяются в спортивной медицине в следующих целях: улучшения восстановления после значительных тренировочных и соревновательных нагрузок, повышения устойчивости и сопротивляемости организма, профилактики перенапряжений, а также лечения различных заболеваний. Эти препараты способствуют улучшению многих психофизиологических функций организма, повышению иммунитета, совершенствованию нервной и эндокринной регуляции, активизации ферментативной системы организма.
Следует особо подчеркнуть, что любое фармакологическое воздействие на организм требует определенной осторожности, индивидуального подхода и твердой уверенности в безвредности препарата. Поэтому только врач имеет право назначать лекарственные средства. Самостоятельное их применение спортсменами и тренерами во всех случаях совершенно недопустимо.
В спортивной медицине имеется широкий выбор фармакологических препаратов, которые способствуют восстановлению и повышению спортивной работоспособности. Профессор Р.Д.Сейфулла (326) считает целесообразным выделить следующие группы веществ:
- Витамины, коферменты, микроэлементы, продукты повышенной биологической ценности (ППБЦ). Витаминные комплексы: аэровит, декамевит, тетравит, комплевит, квадевит, глутамевит, ундевит, гексавит. Коферменты: кокарбоксилаза, пиридоксальфосфат, коба-мамид, дипоевая
кислота и т.д.
- Препараты пластического действия, рибоксин (инозин-Г, инозин), оротат калия, метилурацил, фосфаден (АМФ), комамамид, карнитин, пиридоксальфосфат, Лив-52, легалон и др.
- Препараты энергетического действия, панангин, кокарбоксилаза, глутаминовая кислота, пангамат кальция (вит.В15), липое-вая кислота, лецитин, оротат калия, рибоксин, кобамамид, карнитин, эссенциале.
- Адаптогены растительного и животного происхождения и им- му номодуляторы.
Адаптогены растительного происхождения: различные лекарственные формы, содержащие женьшень, элеутороккокк, лимонник китайский, левзею сафлоровидную, родиолу розовую (золотой корень), аралию маньчжурскую, стеркулию платанолистную, заманиху (эхино-панакс высокий), препарат эскузан (вытяжку из конского каштана).
Адаптогены животного происхождения: липоцеребрин (препарат мозговой ткани крупного рогатого скота), пантокрин (экстракт из не окостенелых рогов марала, изюбра или пятнистого оленя), перга, пыльца и сотовый мед из рамок многолетней экспозиции.
Иммуномодуляторы: цернилтон, поллитабс, Т-активин; левами-зол, мористерол и др.
- Препараты, влияющие на энергетику мозговых клеток, так называемые психоэнергизаторы или ноотропы. Сюда относятся ГАМ- Кергические соединения: аминалон (гемалон), нирацетам (ноотро-пил), натрия оксибутират, пантогам и др.; лецитин содержащие вещества (церебролецитин, фосфрен, липоцеребрин, церебролизин и др.), а также пиридитол (энцефабол).
- Стимуляторы кроветворения: препараты железа в виде различных солей, ферроплекс, ферроцерон, фитоферолактол, гемостиму-лин, коамид, кобамамид, фитин, фолиевая кислота, ферротон.
- Антиоксиданты, токоферол (витамин Е), натрия оксибути-ран, ионол, дибунол, тигурил.
- Печеночные протекторы: аллохол, эссенциале, легалон, липоевая кислота, кобамамид, кукурузные рыльца.
В целях стимуляции восстановительных процессов и повышения спортивной работоспособности применяются следующие виды кислоро- дотерапии.
Кислородные коктейли широко используются в спортивной практике. Они представляют собой витаминно-питательные напитки с растворенном в них кислородом.
Гипербарическая оксигенация – дыхание кислородом или кислородными смесями под давлением, превышающим атмосферное. Для проведения гипербарической оксигинации используют специальные барокамеры. Наибольший положительный эффект от этого средства достигается при целевом его применении (6-9 сеансов) в следующем режиме работы камеры: давление кислорода – 0,9-1,0 атм., продолжительность сеанса – 45-60 мин.
Тепловые процедуры (соллюкс, парафиновые, грязевые и озокеритовые аппликации, местные ванны и др. процедуры) широко применяются для быстрейшего снятия локального утомления мышц и, особенно в случаях их значительного перенапряжения.
Для стимуляции восстановительных процессов в спортивной ме дицине используются следующие импульсные токи низкой частоты, так
называемые синусоидально модулированные токи (СМТ) и
токи сверхвысокой частоты (СВЧ).
Электросон путем воздействия электрическим током на корковые процесса оказывает успокаивающее действие, нормализует регуляцию вегетативных функций. Рекомендуется применять при нарушениях сна спортсменов, возникающих при значительном переутомлении.
Электростимуляция способствует повышению работоспособности мышц, ускорению восстановительных процессов, улучшению реабилитации после травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата спортсменов. При электростимуляции при воздействии электрических импульсов возникают титанические сокращения мышечных волокон с последующим их расслаблением, повышается сократительная способность мышц, улучшаются условия для лимфо- и кровотока, проявляется обезболивающее действие.
Следует особо отметить, что в последнее время в подготовке спортсменов широко стали применять различные адаптогены, которые являются лекарственными средствами, повышающие неспецифическую устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Как уже отмечалось, к этой группе относятся лекарственные средства растительного и животного происхождения или синтезированные химическим путем.
Профессор Р.Д.Сейфулла (326), суммируя данные об адаптогенах считает, что “они действуют в организме следующим образом:
- Тонизируют центральную нервную систему, улучшают процессы обучения, памяти, условно-рефлекторную деятельность, улучшают синоптическую передачу в симпатических и парасимпатических волокнах периферической нервной системы.
- Нормализуют функцию эндокринной системы организма (ана-болитические и катаболитические функции).
- Контролируют процесс образования и расхода энергии в исполнительных клетках (мышц, печени, почек, мозга и др. органов).
- Восстанавливают иммуносупрессивный эффект как следствие тренировочного и соревновательного процессов, влияя на гуморальный и клеточный иммунитет.
- Способствуют антиоксидантному действию в организме, предотвращая токсические эффекты свободно-радикального окисления ненасыщенных жирных кислот, который активизируется при истощающей физической нагрузке.
- Предотвращают гипоксию, которая почти всегда является спутником интенсивной физической работы.
- Обладают анаболизирующими эффектами, которые необходимо поддерживать при интенсивной физической работе (тренировке) во избежание падения массы тела и деструкции белков у спортсменов при превалировании катаболических процессов.
- Улучшают микроциркуляцию сосудов головного мозга и работающих мышц за счет улучшения реологических свойств крови (наличие в структуре витаминов Е и С, кумариновых производных, эк-дистена и других ингредиентов).
Таким образом, адаптогены можно считать перспективным классом биологически активных препаратов, которые повышают границы адаптации к физической нагрузке, не являясь токсическими и допинговыми соединениями”, (стр.55).
Психологические средства и методы восстановления в последнее время получают все больше распространение. Рациональное применение психофизиологических воздействий позволяет снизить
уровень нервно-психической напряженности и устранить состояние психической угнетенности у спортсменов, что в свою очередь способствует быстрейшему восстановлению психофизиологических функций организма. Вместе с этим, возможно, сформировать у спортсменов четкие установки на достижение высоких спортивных результатов, а также повысить степень готовности различных функциональных систем организма к выполнению значительных тренировочных и соревновательных нагрузок. Особенности применения психологических средств восстановления в подготовке спортсменов излагаются в работах по психологии спорта (16, 118, 174, 216, 218, 226, 251, 291, 303, 304, 306, 369).
Профессор А.В.Родионов (303) отмечает следующие основные положения психологической подготовки спортсменов. В систему психологической подготовки входят не только средства собственного воздействия на поведение и деятельность спортсмена, но и методы психодиагностики, включающие изучение специальных способностей, анализ особенностей личности, психодинамического статуса спортсмена, контроль за его текущим состоянием, изучение социально- психологической структуры малой группы (команды). Под психологической подготовкой подразумевается процесс актуализации потенциальных психических возможностей спортсмена или команды в объективный результат адекватным этим возможностям соревнований. Психологическая подготовка представляет собой или воздействие на спортсмена со стороны тренера, психолога, других специалистов (так называемая гетеррорегуляция) или самостоятельные воздействия (ауторегуляция).
Среди средств психической регуляции наиболее эффективными являются следующие:
- Психолого-педагогические, основанные на воздействии словом: убеждение, внушение, деактуализация (скрытое занижение возможностей соперников), формирование “внутренних опор” (создание у спортсмена уверенности в своем преимуществе по отдельным разделам подготовки), рационализация (объяснение спортсмену реальных механизмов неблагоприятного состояния, из которого легко виден выход), сублимация (вытеснение направленности мыслей спортсмена о возможном исходе соревнований и замена их установкой на определенные технико- тактические действия), десенсибилизация (моделирование наиболее неблагоприятных ситуаций предстоящего соревнования).
- Комплексные методы релаксации и мобилизации в форме аутогенной, психомышечной, психорегулирующей, психофизической, идео- моторной и ментальной тренировки.
- Аппаратурные средства воздействия: использование ритмической музыки, цветомузыки, видеоизображений, использование фильмов со скрытыми титрами успокаивающего или мобилизирующего характера.
- Психофизиологические воздействия: массаж, тонизирующие движения, произвольная регуляция ритма дыхания, воздействие холодом, фармпрепаратами естественного происхождения (например, элеутеррококк), двигательные и мимические упражнения из группы “гимнастика чувств”.
Проведенный нами анализ и обобщение литературных данных позволили установить, что для повышения эффективности применения восстановительных мероприятий в подготовке спортсменов многие
специалисты рекомендуют выполнять следующие основные
положения (44, 55, 65, 69, 98, 138, 147, 188, 236, 262).
Прежде всего, необходима комплексность применения различных восстановительных средств. Особенно важно, чтобы принцип комплексности применения восстановительных средств постоянно осуществлялся во всех звеньях тренировочного процесса: макро-, мезо- и микроциклах, а также на уровне тренировочного дня.
Стратегия и тактика применения восстановительных средств в подготовке спортсменов зависит от следующих основных факторов:
особенностей вида спорта, педагогических задач на данный этап подготовки, пола, возраста, спортивного стажа, функционального состояния спортсменов, направленности, объема и интенсивности тренировочных нагрузок, состояния эмоциональной сферы и психического утомления спортсменов, условий для тренировок и быта, особенностей питания, климатических факторов и экологической обстановки (69, 138, 156, 192,236,262).
Следует особо подчеркнуть, что для рационального планирования тренировочных нагрузок и восстановительных мероприятий всегда необходимо иметь информацию об особенностях развертывания процессов утомления и восстановления в организме спортсменов после отдельных тренировочных занятий, а также о параметрах кумулятивного эффекта нескольких различных по направленности, характеру и величине тренировочных нагрузок в недельном тренировочном микроцикле. Все эти данные позволяют более эффективно применять различные средства восстановления (69, 138, 192, 211).
В процессе выбора и разработки восстановительных мероприятий необходимо учитывать основные функциональные звенья, обеспечивающие работоспособность в данном виде спорта и
конкретные, лимитирующие работу звенья у данного спортсмена. Кроме того, выбор и методика применения средств восстановления зависят от способности спортсмена выполнить запланированный объем физических нагрузок на данном этапе тренировочного цикла.
В зависимости от индивидуальных особенностей функционального
состояния организма спортсмена и конкретных задач этапа подготовки меняется и целевое назначение восстановительных мероприятий, которые должны обеспечить полноценное восстановление наиболее нагруженных в данный период психофизиологических систем. При этом используемое средство должно быть достаточным для обеспечения восстановительных реакций и предупреждения срыва механизмов адаптации, а с другой стороны – не должно снижать эффективность тренировки, ее воздействие на скорость течения естественных восстановительных процессов (55, 138, 156, 192,211,236, 262).
Восстановительные средства должны использоваться в строгом соответствии с задачами тренировочного процесса и конкретной тренировочной программой. Весьма осторожно и крайне индивидуально следует применять средства восстановления в период достижения спортивной формы, т.к. этот период характеризуется очень тонкой координацией психофизиологических функций. В этот период не только неадекватная нагрузка, но и комплекс восстановительных средств может снизить достигнутый уровень работоспособности.
При разработке комплексов восстановительных средств следует всегда учитывать индивидуальные особенности спортсменов. Необходимо учитывать генетически заложенные способности к восстановлению организма спортсмена. Установлено, что имеются значительные различия в быстроте и особенностях течения восстановительных про
цессов у представителей одного и того же вида спорта, при одинаковом режиме тренировки и примерно одинаковом уровне тренированности.
В заключении необходимо еще раз подчеркнуть, что ряд научных и практических положений по применению средств восстановления и повышения работоспособности спортсменов требует дальнейшего глубокого и разностороннего экспериментального обоснования с учетом современных положений и условий спортивной подготовки. При этом, прежде всего, необходимы исследования по разработке наиболее эффективных технологий подготовки спортсменов в сложных климатогеографических условиях (жаркий климат, среднегорье, холодный климат, быстрая смена временных и климатических поясов).
1.2.
Применение средств восстановления и
повышения работоспособности для
оптимизации подготовки баскетболистов
Основные положения теории и методологии современного баскетбола подробно излагаются в учебнике “Баскетбол” для вузов физической культуры (46). Этот учебник подготовлен авторским коллективом под руководством действительного члена (академика) Российской академии образования, доктора педагогических наук, профессора Ю.М.Портнова в составе: кандидата педагогических наук, профессора И.Н.Преображенского, кандидата педагогических наук, профессора Л.В.Костиковой, кандидата педагогических наук А.Г.Волосович. В данном учебнике с позиций передового научного опыта освещены вопросы технологии построения тренировочно-соревновательного процесса, факторы, способствующие повышению эффективности подготовки баскетболистов. Этот учебник рекомендуется использовать студентам,
специалистам, работающим в области физического воспитания и спорта, а также тренерам и спортсменам.
Второй основополагающей работой, которую мы широко использовали при проведении наших экспериментальных исследований является монография действительного члена Российской академии образования, доктора педагогических наук, профессора Ю.М.Портнова “Основы управления тренировочно-соревновательным процессом в спортивных играх” (288).
Следует особо подчеркнуть, что указанные выше работы были подготовлены на кафедре теории и методики спортивных игр Российской государственной академии физической культуры (зав.кафедрой действительный член РАО, доктор педагогических наук, профессор Ю.М.Портнов).
В учебнике “Баскетбол” (46) приводится следующая характеристика: “баскетбол – одна из самых популярных игр в нашей стране. Для нее характерны разнообразные движения: ходьба, бег, остановки, поворота, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такое разнообразие движений способствует укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению обмена веществ и деятельности всех систем организма занимающегося. Баскетбол является средством активного отдыха для многих категорий граждан, особенно для лиц, занятых умственной деятельностью.
Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но агитационно-воспитательное – игра вызывает у зрителей желание стать такими же ловкими, выносливыми, как и спортсмены. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Но эффект воспитания зависит прежде всего от того, насколько
целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания” (9-18 стр.). «Функции баскетбола многообразной, но главные из них это:
обеспечение разносторонней физической подготовленности человека;
– содействие его оздоровлению и рекреации;
– достижение высших спортивных результатов. В связи с вышесказанным баскетбол условно делят на баскетбол массовый и “большой баскетбол” или баскетбол высших достижений” (II стр.). “Большой” баскетбол как авангардная часть баскетбольного движения является не только лидером, но и вооружает массовый баскетбол передовым опытом, проторяет путь к высоким достижениям. На современном этапе необходимо создать гармоничное соотношение массового баскетбола и баскетбола высших достижений, поскольку они тесно взаимосвязаны и взаимообуславливают развитие игры” (II стр.).
Значительный вклад в разработку современной системы подготовки баскетболистов внесли отечественные специалисты, среди которых в первую очередь следует отметить следующих: А.Я.Гомель-ский (114, 116), В.А.Данилов (128), Ю.Д.Железняк (146), Л.В. Костикова (179, 180),
- В.Кузин (189), Ю.М.Портнов (278, 288), И.Н.Преображенский (292),
- С.Стонкус (343).
Для наших исследований особое значение имеют данные, изложенные в работах следующих авторов: Л.Р.Айрапетьянц (12), О.Я. Алтберг (17), Альмандант Амджад (18), Аль-Оджили Рахаб Фауз (21), В.З.Бабушкин (31), В.Н.Барков (47), С.Н.Белякова (51), Г.Н.Водорезов (86), И.А.Водянникова (87), Д.Р.Вуден (96), Гарву Салахеддин Вен Хеймас (101), Л.Е.Дружинина (132), Д.А.Еремин (143), Г.В.Ефимов
(144), С.В.Жданов (145), В.К.Звездин (154), И.В.Лосева (219), В.С.Макеева (225), Муанд Алаевичи Абдулла Жассим (249), В.Д.Одовецкий (254), С.А.Полиевский, А.П.Лаптев и др. (269, 270), Г.Л.Радунович (294), Сильман Наиф Джасем (330), Н.В.Сковородникова (331), С.В.Чернов (379), Е.А.Чернова (380), М.М.Шестаков (381), А.А.Шерстюк (384), Г.Г.Ярославцев (395).
Изложенные во многих указанных выше работах по баскетболу результаты научных исследований по совершенствованию современной подготовки баскетболистов создают прочную научно-методическую основу для применения, прежде всего различных педагогических средств и методов.
Применение различных педагогических восстановительных средств и методов обеспечивает проведение учебно- тренировочного процесса баскетболистов на современном уровне в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями баскетболистов. При этом важное значение имеют положения о рациональном планировании тренировочных нагрузок, необходимых периодов пассивного и активного отдыха, а также различных восстановительных мероприятий. Рекомендации об оптимизации планирования различных по направленности, объему и интенсивности тренировочных нагрузок в процессе недельных микроциклов, а также на различных этапах круглогодичной тренировки создают основу для оптимального развертывания восстановительных процессов и полноценного отдыха спортсменов. При этом важное значение имеют соблюдение принципа рационального соответствия между величиной тренировочных нагрузок и функциональными возможностями и состоянием баскетболистов.
Профессор Ю.М.Портнов в учебнике “Баскетбол” (46) отмечает следующие педагогические средства восстановления и повышения работоспособности баскетболистов.
“Необходимо, прежде всего рациональное построение занятий. Здесь большое значение имеют:
- правильное сочетание нагрузок и отдыха;
- вариативность средств и методов тренировки;
- проведение активного отдыха в день, следующий после дня занятий с максимальной нагрузкой;
- выполнение упражнений в паузах между основными упражнениями для активного отдыха и расслабления;
- пассивный отдых в состоянии полного расслабления (желательно в воде);
- использование музыки и ритмолидера;
- проведение тренировок в разнообразных условиях (на стадионе, в лесу, в парке, на берегу реки и т.д.);
- обеспечение хороших бытовых условий и устранение отрицательных факторов” (94 стр.).
Во многих работах специалистов по баскетболу подчеркивается необходимость применения наряду с педагогическими и медико-биологических и, прежде всего гигиенических средств восстановления.
Наиболее полно и с современных позиций применение различных медико-биологических, в том числе и гигиенических средств рассматривается в методическом пособии “Восстановление работоспособности баскетболистов в соревновательном периоде” – М., 1989. (270). Эта работа выполнена авторским коллективом под руководством профессора С.А.Полиевского. В данной работе в кратком виде приводятся научное обоснование и методика применения в подготовке
баскетболистов различных восстановительных средств и методов, различные виды массажа, бани, гидропроцедуры, искусственная ультрафиолетовая радиация, ионизированный воздух,
климатогеографические факторы, физиотерапевтические процедуры. Особую практическую ценность представляют таблица “Характеристика и тактика использования средств восстановления в тренировочно- соревновательном процессе баскетболистов”.
В работе также приводится план-график распределения восстановительных средств при подготовке баскетболистов к соревнованиям. Следует подчеркнуть, что приводимые в данной работе методические рекомендации по применению различных восстановительных средств относятся главным образом к высококвалифицированным баскетболистам при подготовке в соревновательном периоде.
Важное практическое значение для эффективного применения восстановительных средств в подготовке баскетболистов имеют методические рекомендации, изданные в виде брошюры “Организация питания баскетболистов” (269). Эта работа подготовлена авторским коллективом в составе: Ю.М.Портнов, А.П.Лаптев, Л.В.Костикова, И.Н. Преображенский, В.В.Карчевский, И.А.Судаков, В.В.Горбунов. Руководитель авторского коллектива – профессор С.А.Полиевский.
В данной работе подробно излагаются современные положения специализированного питания баскетболистов, а также приводятся практические рекомендации по составлению суточных пищевых рационов спортсменов.
Наиболее полно и с современных позиций проблема применения различных средств восстановления рассматривается в учебнике
“Баскетбол” (46), где профессором Ю.М.Портновым
подготовлены следующие разделы:
- Восстановление в тренировочном процессе
- Основные направления использования средств восстановления в спортивной практике.
- Распределение восстановительных средств в динамике тренировочного дня.
- Режимные мероприятия в день соревнований
- Рациональный режим и питания игроков.
Отмечая приведенные в учебнике “Баскетбол” важные ценные и необходимые современные положения о применении различных средств восстановления и повышения работоспособности баскетболистов следует отметить, что они естественно должны носить общий характер и указывать основные направления.
Применение различных восстановительных средств на уровне тренировочного дня, различных недельных микроциклов и мезоциклов должно выполняться с учетом конкретных положений о контингенте баскетболистов, этапах подготовки, педагогических задач, климатических факторов и особенностях условий тренировок и быта баскетболистов. Именно эти задачи по разработке и апробации различных комплексов восстановительных средств для недельных микроциклов базового периода подготовки в условиях умеренного и жаркого климата решались в наших экспериментальных исследованиях.
В данном разделе литературного обзора считаем целесообразным и необходимым привести ряд современных положений о подготовке баскетболистов на этапе спортивного совершенствования (46), которые мы использовали при проведении экспериментальных исследований с
баскетболистами (17-18 лет).
Задачи этапа:
- Воспитание специальных физических качеств и повышение специальной подготовленности баскетболистов.
- Совершенствование техники баскетбола и ее индивидуализация.
- Прочное овладение основами баскетбольной тактики.
- Дальнейшая индивидуализация подготовки баскетболистов разного амплуа при высоком уровне универсальной подготовки.
&. Расширение опыта соревновательной борьбы, достижение высоких спортивных результатов.
Этап спортивного совершенствования в многолетней подготовке баскетболистов, как правило, приходится на юношеский возраст спортсмена (15-18 лет). Учебно-тренировочный процесс строится на основе специфических закономерностей построения спортивной тренировки с углубленной специализацией при высоком уровне универсальной подготовки. Этот период благоприятен для достижения первых больших спортивных успехов.
Уровень физического развития юных баскетболистов близок к уровню взрослых спортсменов, что позволяет использовать общепринятые средства и методы спортивной тренировки, однако при этом по-прежнему необходим учет возрастных особенностей. К 16-17 годам топография мышечной силы устанавливается по взрослому типу, мышечная сила начинает бурно расти с 14-15 лет и достигает максимума к 18-20 годам. Мышечная масса составляет примерно 45% от общего веса тела. К 18-20 годам завершается окостенение скелета, уменьшаются темпы прироста длины тела, его пропорции приближаются к пропорциям взрослых. Эти особенности опорно-двигательного аппарата позволяют широко использовать не только динамические, но и статические
упражнения, положительно влияющие на прирост силы, выносливости, совершенствования физиологических функций. Однако статические нагрузки на позвоночник следует применять очень осторожно.
В юношеском возрасте продолжают развиваться органы дыхания и кровообращения, увеличиваются энергетические запасы организма. Быстрота окислительных процессов в работающих мышцах в связи с более высоким уровнем потребления кислорода способствует развитию специальной выносливости. Происходит нарастание прыжковой, скоростной выносливости, а также выносливости к статическим напряжениям. Однако эти функции работают еще недостаточно экономично, и тренеру с целью предупреждения переутомления необходимо корректировать нагрузки. Перенапряжение может привести к повышению кровяного давления, увеличению ЧСС на нагрузку.
К 18 годам завершается половое созревание, и наступает полная биологическая зрелость. В этом возрасте баскетболисты могут управлять своими движениями в самых разнообразных условиях, в опорном и безопорном положении, в условиях ограничения пространства и времени. Развиваются антиципирующие реакции, заканчивается созревание зрительного и слухового анализаторов, что улучшает ориентировку, восприятие площадки, перемещений игроков и мяча и способствует повышению эффективности действий. Улучшающиеся функции зрения, кожной и мышечной чувствительности в сочетании с координацией движений рук, ног и туловища повышают точность бросков и передач” (324-325 стр.).
Как уже отмечалось, наши экспериментальные исследования проводились в базовом периоде подготовки, где акцент делался на физическую подготовку баскетболистов. Поэтому
считаем целесообразным и необходимым привести основные положения по физической подготовке (46), которые использовались нами при разработке тренировочных программ для различных недельных микроциклов.
“Задачи физической подготовки – разностороннее развитие и укрепление здоровья, повышение функциональных возможностей и двигательных качеств баскетболистов.
Задачи физической подготовки вытекают из общих задач отечественной системы физического воспитания и конкретизируются специфическими особенностями вида спорта. Конкретно физическая подготовка баскетболиста направлена на решение следующих задач:
- Повышение уровня развития и расширение функциональных возможностей организма (функциональная подготовка).
- Воспитание физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости), а также развитие связанных с ними комплексов физических способностей, обеспечивающих эффективность игровой деятельности (прыгучести, скоростных способностей, мощности метательных движений, игровой ловкости и выносливости).
Решение этих задач осуществляется в процессе общей и специальной физической подготовки.
Общая физическая подготовка обеспечивает всестороннее развитие баскетболиста и создает предпосылки для наиболее эффективного проявления специальных физических качеств в избранном виде спорта. Она должна иметь специфическую направленность, а именно: укреплять органы и системы организма спортсмена применительно к требованиям
баскетбола, способствовать перенос тренировочного
эффекта с подготовительных упражнений на основные действия.
Специальная физическая подготовка играет ведущую роль в формировании двигательных способностей баскетболиста и находится в прямой зависимости от особенностей техники, тактики игры, показателей соревновательной нагрузки и психической напряженности. Осуществляется она в тесной связи с овладением и совершенствованием навыков и умений в баскетболе с учетом условий и характера использования игроком этих навыков в соревновательной обстановке” (187 стр.).
“Общая и специальная физическая подготовка взаимосвязаны и дополняют друг друга. С одной стороны, эти виды подготовки зависят от особенностей игры, с другой – определяют реальные возможности действий баскетболиста в соревнованиях. Необходимо также отметить, что достаточно высокий уровень физической подготовленности игрока является важным фактором психологического плана, а именно: придает уверенность в борьбе, способствует проявлению более высоких волевых качеств в экстремальных условиях.
Функциональные возможности баскетболиста составляют основу его физической подготовленности. Уровень их развития конкретно проявляется в спортивной работоспособности – способности игрока совершать специфическую для него работу в течение длительного времени, достаточного для получения устойчивых сдвигов” (188 стр.).
Проведенный анализ литературных источников позволил нам с современных позиций осуществить разработку тренировочных программ для различных недельных микроциклов базового периода подготовки баскетболистов и провести работу по формированию необходимых комплексов средств восстановления и повышения работоспособности спортсменов.
1.3.
Особенности воздействия факторов
жаркого климата на организм
спортсменов
Как уже отмечалось, в литературе фактически отсутствуют научные данные и практические рекомендации об оптимизации подготовки баскетболистов в условиях жаркого климата. Однако, эта проблема является весьма актуальной для спортсменов, проживающих в этих климатических условиях, а также для рационального проектирования подготовки баскетболистов к соревнованиям, которые часто проводятся в условиях жаркого климата. При этом следует особо отметить, что Олимпийские игры 2004 года будут проходить в г.Афины в условиях высокой температуры внешней среды и, следовательно, спортсмены будут подвергаться значительным тепловым нагрузкам.
В связи с этим в данном разделе литературного обзора рассматриваются основные данные об особенностях воздействия факторов жаркого климата на организм спортсменов.
Как известно, в жаркое время года спортсмены подвергаются действию высокой температуры и влажности воздуха, интенсивной солнечной радиации и тепла, отраженного от стен и покрытий. В этих условиях происходит значительное напряжение терморегуляционных механизмов в связи с ухудшением условий отдачи тепла и поступлением экзогенного тепла из внешней среды. При интенсивной мышечной деятельности, когда теплопродукция резко возрастает, это состояние еще более усугубляется.
В результате исследований установлено, что высокая тепловая нагрузка, прежде всего, отрицательно сказывается на функциональном состоянии центральной нервной системы и нервно-мышечного
аппарата спортсменов: ухудшается быстрота, точность и координация движений, снижается воля, появляется апатия, затрудняется деятельность сердечно-сосудистой системы и осуществление ряда важных физико- химических процессов в организме. Все это вызывает ухудшение самочувствия, снижение спортивной работоспособности, замедление восстановительных процессов.
Следует подчеркнуть, что наиболее неблагоприятные условия создаются при сочетании высокой температуры, большой влажности воздуха и отсутствии ветра. В этом случае резко затрудняется отдача тепла за счет испарения пота, что приводит к быстрому перегреванию организма.
Современные представления и основные положения влияния условий жаркого климата на организм человека изложены в ряде работ (8, 9, 63, 184,211,217, 367 и др.).
Наиболее актуальные аспекты проблемы адаптации спортсменов в условиях жаркого климата представлены в работах отечественных авторов (66, 160, 200, 211, 212, 341, 372, 387, 391, 398 и др.).
Анализ указанных выше и других работ позволил выделить основные положения влияния значительных тепловых нагрузок на организм спортсменов. Эти положения в кратком виде представляют следующее.
Как известно, способность организма человека поддерживать постоянную температуру тела обусловлена сложными биологическими и физико-химическими процессами терморегуляции. При этом постоянство температуры тела человека в известной мере относительно. Так, например, открытые участки кожи при низкой температуре охлаждаются быстрее, чем закрытые, а температура закрытых участков тела и внутренних органов при температурных колебаниях в окружающей среде практически не меняется.
Установлено, что колебания температуры тела зависит от времени суток, активности организма, температуры окружающей среды, теплоизоляционных свойств одежды и других факторов.
Во время тяжелой физической работы, тренировок и спортивных соревнований температура тела может повышаться на 1-2 °С и более. Вместе с этим на температуру тела оказывают влияние также изменение физиологического состояния организма – нервное возбуждение, заболевания и др.
В ряде исследований установлено, что тепловое состояние организма человека зависит в основном от тепловой нагрузки, на которую влияют конвекционное и радиационное тепло, интенсивность производимой физической работы, а также выделение пота и его испарение. Все это укладывается в понятие теплового баланса, который сохраняется при условии равенства производимого и выделяемого тепла. Между тепловым самочувствием человека и рядом показателей микроклимата наблюдается тесная корреляционная зависимость. Это позволяет для приближенной оценки метеорологических факторов использовать показатели температуры воздуха (9, 184, 217, 367).
Как известно, постоянство температуры тела возможно лишь при условии, если количество образующегося тепла равно количеству тепла, отдаваемого в окружающую среду. Поэтому, постоянство температуры тела обеспечивается сочетанием двух взаимосвязанных процессов – теплопродукции и теплоотдачи. Если теплопродукция преобладает над теплоотдачей, температура тела повышается. В тех случаях, когда образование тепла меньше теплоотдачи, наблюдается снижение температуры тела.
Важнейший способ поддержания температуры тела – теплообразование. Непрерывность обмененных процессов в организме сопровождается образованием тепла. Выделенную энергию принято выражать в единицах тепловой энергии – больших калориях (ккал) или килоджоулях (кДж). 1 ккал = 4,184 кДж.
Энерготраты человека (выделяемая организмом энергия) принято делить на две группы: нерегулируемые и регулируемые. К нерегулируемым энерготратам относится расход энергии на основной обмен и расход энергии на специфически динамическое действие пищи. Регулируемые энерготраты – это расход энергии при различных видах деятельности. Повышение теплопродукции происходит в основном при физической работе и в значительно меньшей степени – при умственной, Количество тепла, выделяющееся при этом зависит от вида деятельности, интенсивности и продолжительности работы.
В различных органах тела образуется неодинаковое количество тепла. Главный регулятор теплопродукции – мышцы. В обычных условиях на долю мышц приходится 65-70% теплопродукции. При интенсивной физической работе в мышцах образуется до 90% тепла. Образование тепла при физической работе предельной мощности достигает 4000 килоджоулей в час, что превышает теплопродукцию при работе умеренной мощности, примерно в 10 раз. Резкое повышение температуры тела наблюдается в момент отказа от дальнейшего продолжения физической деятельности, выполняемой на пределе функциональных возможностей человека (8, 9, 66, 184, 367).
Установлено, что количество тепла в организме слагается из тепла, образующегося за счет обменных процессов
(эндогенное тепло) и тепла, поступающего из внешней среды (экзогенное тепло). Наряду с образованием тепла в организме постоянно происходит его расход – теплоотдача. В противном случае человек погиб бы от перегревания. Расчеты показывают: если по каким-либо причинам у человека в обычных условиях теплоотдача прекратиться, то температура тела каждый час будет повышаться на 2,5 °С и к концу суток поднимется выше 60 °С. А это температура свертывания белковых частей ткани. Во время интенсивной мышечной работы перегревание организма казалось бы должно наступать еще быстрее. При умеренной работе образование тепла, например, возрастает в 2-3 раза, а при напряженных физических упражнениях, когда в работу вовлекаются многие группы мышц (гребля, бег, велосипед, борьба) – в 10-20 раз.
Как известно, наряду с усилением образования тепла в организме увеличивается и его отдача. Выделение из организма столь значительных количеств метаболического тепла, накапливаемого в организме, вызывает весьма значительное напряжение терморегуляции при физической работе даже в комфортном микроклимате.
Отдача тепла организмом при умеренных температурах воздуха осуществляется путем конвекции, радиации и испарения, причем соотношение теплоотдачи этими путями составляет соответственно 33, 44 и 23%. В условиях жаркого климата тепловая нагрузка на человека значительно возрастает. Так, с учетом метаболизма при легкой физической работе (700 кДж) в час она составляет 1200-2000 кДж/ч. В связи с этим, в жарком климате задача поддержания теплового равновесия организма значительно осложняется, поскольку уменьшается или вовсе прекращается отдача тепла конвекцией и радиацией и тепловой поток при
температуре воздуха затруднено вследствие слабого потоотделения с поверхности тела.
Установлено, что отдача тепла путем испарения влаги с поверхности кожи и легких имеет важное значение. У человека, находящегося в покое, заметное потоотделение начинается в том случае, когда температура кожи повышается до 37 °С. При испарении во время работы 1 л пота расходуется примерно 580 ккал тепла. Потоотделение значительно усиливается при напряженной и продолжительной мышечной работе. Количество испаряемого пота может достигать 3-5 л, а в условиях жаркого климата – 7-8 л и более. Вместе с этим постоянно происходит также испарение воды и через легкие. В сутки с поверхности легких испаряется (в состоянии покоя) 200-300 мл воды, а при работе умеренной мощности такое же количество воды может испариться за 1 час.
Следует особо подчеркнуть, что испарение воды с поверхности кожи и легких во многом зависит от относительной влажности воздуха. В воздухе, насыщенном водяными парами, испарение затрудняется или прекращается совеем. В сухом воздухе, напротив, испарение пота значительно интенсивнее (8, 9, 63, 184, 217).
Как известно, главным источником теплоотдачи является кожа. Благодаря движению крови и лимфы ей передается тепло от внутренних органов. Каждый литр крови, охлаждаясь в сосудах кожи на 3 °С переносит от внутренних органов на поверхность количество тепла, равное примерно 2,5 ккал. При повышении температуры внешней среды кровеносные сосуды кожи расширяются, кровенаполнение, и температура кожи повышается, что влечет за собой увеличение тепло потерь с помощью испарения, в то же время уменьшается теплоотдача проведением и излучением. Когда температура воздуха становится
равной температуре кожи (33 °С) или превышает +32-35 °С, то тепловой поток направлен в сторону человека. Весьма важно подчеркнуть, что поддержание теплового баланса организма в этих условиях обеспечивается практически единственным механизмом – выделением и испарением пота (9, 63, 66, 184,217).
Установлено, что из организма человека тепло поступает в окружающую среду в основном через кожу, а также посредством дыхания. Передача избытка тепла к поверхности кожи осуществляется за счет усиления кровотока в сети кожных сосудов. Отдача тепла с поверхности кожи в окружающую среду происходит по физическим закономерностям, следующим путем: излучением тепла нагретой поверхностью тела, проведением тепла путем нагревания более холодного воздуха и соприкасающихся с телом предметов, отдачей тепла путем испарения влаги с поверхности кожи и легких. Тепло проведение и теплоизлучение в покое составляет около 70-80% всей теплоотдачи.
Тепло проведение представляет собой непосредственную отдачу тепла кожи прилегающим к ней предметам или частицам воздуха (воды). Тепло проведение облегчается конвекцией, т.е. сменой нагретых частиц воздуха (или воды) другими, более холодными. Конвекция усиливается при наличии ветра, при беге, плавании, увеличении скорости течения воды. Однако, конвекция охлаждает тело лишь в тех случаях, когда внешняя температура ниже температуры тела человека. Так, например, горячий ветер не охлаждает, а, наоборот, нагревает тело.
Тепло проведение зависит от теплопроводности среды. Теплопроводность воздуха мала, а воды велика, потому-то охлаждение в воде происходит значительно быстрее, чем на воздухе. По той же причине холодный влажный воздух охлаждает тело быстрее, чем
сухой той же температуры. Однако, во влажном воздухе, имеющим высокую температуру, охлаждение тела ее, отдача тепла проведением и излучением полностью прекращается. В этих случаях испарение пота является единственным физиологическим механизмом, при помощи которого человек может избавиться от излишнего тепла.
Выделяются два способа терморегуляции: нервный и гуморальный. В организме имеются специальные терморецепторы, которые воспринимают холод или тепло. Они расположены в коже, кровеносных сосудах, отдельных органах. При колебании температуры в них возникает возбуждение, которое передается в центр теплообмена, находящегося в промежуточном мозге (в подбугровой области). Нервные импульсы, идущие от этого центра в основном по волокнам вегетативной нервной системы, влияют на изменение обмена веществ, а следовательно, и на теплообразование. Одновременно изменяется и тонус кожных сосудов. При понижении температуры окружающей среды происходит рефлекторное сужение сосудов, а при повышении – расширение.
Важная роль в терморегуляции принадлежит высшим отделам центральной нервной системы – коре больших полушарий и ближайшим подкорковым центрам. Эмоциональное возбуждение, изменение в психическом состоянии оказывают существенное влияние на уровень теплопродукции и теплоотдачи. В результате некоторых отрицательных эмоций (страх, тревога, ярость) теплопродукция и теплоотдача резко повышаются. Отчетливые изменения температуры тела наблюдаются у спортсменов при стартовом возбуждении. Как правило, это повышение теплопродукции в результате условно-рефлекторной мобилизации физиологических функций. При интенсивной мышечной работе температура тела может повышаться до 39-40 °С.
По современным представлениям организм как бы состоит из температурного ядра, имеющего постоянную температуру и изолирующей температурной оболочки, изменяющей свою температуру в зависимости от условий внешней среды. Термины “температурное ядро” и “температурная оболочка” имеют функциональный, а не анатомический смысл, поскольку их размеры обусловлены тепловым режимом и их нельзя строго “привязать” к определенным участкам тела. Толщина температурной оболочки зависит от объема крови, циркулирующей в поверхностных слоях тела.
Следует особо подчеркнуть, что в жарком климате снижение спортивной работоспособности объясняется рядом причин. Прежде всего, это изменение функционального состояния центральной нервной системы. Под воздействием высокой температуры окружающей среды возбуждаются корковые и подкорковые центры терморегуляции, что приводит к индуктивному торможению двигательных зон ЦНС, следствием чего и является снижение мышечной работоспособности.
Ухудшение физической работоспособности при значительных тепловых нагрузках сказывается также в перемещении большого количества крови к поверхности тела, и результате чего затрудняется поддержание ударного объема сердца на оптимальном уровне. Вместе с этим понижение физической работоспособности происходит и вследствие увеличения общей кислородной стоимости работы при прогрессивной метаболической стоимости механизмов терморегуляции.
В условиях высокой температуры внешней среды наблюдается также снижение уровня умственной работоспособности. При этом отмечается удлинение времени сенсомоторных реакций на
световой и звуковой раздражители, снижение способности к концентрации внимания. Понижение способности концентрировать внимание наступает быстрее, чем уменьшение физической работоспособности. Ухудшение умственной работоспособности проявляется, в первую очередь, в недостаточности функции самоконтроля.
Следует еще раз подчеркнуть, что при выполнении физических упражнений в условиях высокой температуры окружающей среды в значительной мере затрудняется отдача избыточного тепла организмом спортсмена.
В условиях жаркого и влажного климата при повышенной влажности воздуха и отсутствия ветра эти условия для отдачи тепла еще более ухудшаются, т.к. уменьшаются возможности для испарения пота, основного пути теплоотдачи. Все это приводит к снижению спортивной работоспособности, которое развивается в основном за счет трех факторов: перегревания организма;
- быстрой дегидратации (потери воды организмом);
- снижением кислородно-транспортных возможностей сердечно сосудистой системы.
Проведенный анализ литературных данных об особенностях воздействия основных факторов жаркого климата на организм спортсменов позволил выделить указанные выше положения, которые свидетельствуют о значительном снижении работоспособности спортсменов при больших тренировочных нагрузках.
В целях оптимизации подготовки спортсменов в условиях жаркого климата профессором А.П.Лаптевым предлагается применять комплекс педагогических, гигиенических, медико-биологических и психологических средств восстановления и повышения работоспособности
спортсменов (200, 211, 212). При этом профессор А.П.Лаптев подчеркивает необходимость дальнейшей разработки указанного комплекса восстановительных средств с учетом вида спорта, периода подготовки, педагогических задач данного этапа тренировочного процесса, климатических условий, особенностей контингента спортсменов (пол, возраст, уровень подготовленности) и других факторов.
Анализ литературных источников показал, что фактически отсутствуют научные данные и научно-практические рекомендации об оптимизации подготовки баскетболистов (17-18 лет) на протяжении базового периода тренировочного процесса в условиях жаркого климата. В связи с этим, а, также учитывая запросы тренерской практики нами были проведены экспериментальные исследования по изучению суммарного влияния значительных тренировочных и тепловых нагрузок на организм баскетболистов и разработке мероприятий по оптимизации подготовки баскетболистов в условиях жаркого климата.
На основании данных литературного обзора, а также изучения передового тренерского опыта были сформулированы цель и гипотеза исследования, а также определены задачи.
Содержание:
- Диссертация К.В. Багмет “Оптимизация подготовки баскетболистов в различных климатических условиях”.
Оглавление - Диссертация К.В. Багмет “Оптимизация подготовки баскетболистов в различных климатических условиях”. Введение
- Диссертация К.В. Багмет “Оптимизация подготовки баскетболистов в различных климатических условиях”. Глава I
- Диссертация К.В. Багмет “Оптимизация подготовки баскетболистов в различных климатических условиях”. Глава II
- Диссертация К.В. Багмет “Оптимизация подготовки баскетболистов в различных климатических условиях”. Глава III
- Диссертация К.В. Багмет “Оптимизация подготовки баскетболистов в различных климатических условиях”. Глава IV
- Диссертация К.В. Багмет “Оптимизация подготовки баскетболистов в различных климатических условиях”. Глава V
- Диссертация К.В. Багмет “Оптимизация подготовки баскетболистов в различных климатических условиях”. Выводы
- Диссертация К.В. Багмет “Оптимизация подготовки баскетболистов в различных климатических условиях”.
Практические рекомендации по оптимизации подготовки баскетболистов в условиях умеренного климата - Диссертация К.В. Багмет “Оптимизация подготовки баскетболистов в различных климатических условиях”.
Практические рекомендации по оптимизации подготовки баскетболистов в условиях жаркого климата
«Леветон Форте» помогает улучшить спортивные результаты даже мастерам спорта международного класса.
Сочетание натуральных компонентов в легко усваиваемой организмом форме даёт длительный заряд бодрости и энергии, необходимых при тяжёлых физических нагрузках. Не являясь допинговым средством, «Леветон Форте» обладает мощным анаболическим эффектом, способствующим росту мышечной массы, силы и выносливости.