ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Автор:
БАГМЕТ КОНСТАНТИН ВЛАДИМИРОВИЧ
Диссертация
«ОПТИМИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ БАСКЕТБОЛИСТОВ
В РАЗЛИЧНЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ»
Содержание
ГЛАВА II.
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ
И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1.
Цель и задачи
исследований
Анализ изучаемой проблемы по данным литературных источников и материалы обобщения передовой тренерской практики показали, что в литературе фактически не приводятся научные данные и практические рекомендации о современных технологиях комплексного применения различных восстановительных средств для оптимизации подготовки баскетболистов (17-18 лет) при современных тренировочных нагрузках в различных климатических условиях.
Необходимо подчеркнуть, что в литературе отсутствуют научные данные и практические рекомендации об оптимизации подготовки баскетболистов в условиях жаркого климата. Однако, эта проблема является весьма актуальной для спортсменов, проживающих в этих экологических условиях, а также для рационального программирования подготовки баскетболистов к соревнованиям, которые часто проводятся в условиях жаркого климата. При этом следует подчеркнуть, что Олимпийские игры 2004 г. будут проходить в г. Афины в условиях высокой температуры внешней среды и спортсмены будут подвергаться значительным тепловым нагрузкам.
Исходя из этих данных, а так же учитывая запросы
тренерской практики вами были проведены экспериментальные исследования в данном направлении.
Цель исследования.
Изучить динамику процессов утомления и восстановления у баскетболистов (17-18 лет) в подготовительном периоде и на основании этих данных разработать и апробировать современные технологии оптимизации подготовки в различных климатических условиях (умеренный климат, жаркий климат).
Научная гипотеза
исследования.
Предполагалось, что разработка современных технологий с комплексным применением педагогических, гигиенических, медико-биологических и психологических средств восстановления позволит повысить за счет интенсификации восстановительных процессов и положительного влияния на функциональное состояние и работоспособность баскетболистов оптимизировать их подготовку в различных климатических условиях.
Предмет исследования.
Система тренировок и восстановительных средств при подготовке баскетболистов в различных климатических условиях (умеренный климат, жаркий климат).
Объект исследования.
Разработка тренировочных программ и специальных комплексов для оптимизации подготовки баскетболистов в различных климатических условиях (умеренный климат, жаркий климат).
Задачи исследований 1.
Определить оптимальное время для специализированной зарядки, дневных и вечерних тренировок и разработать рациональный суточный режим баскетболистов на основании данных о суточной динамике психофизиологических функций спортсменов при подготовке в условиях умеренного и жаркого климата.
- Разработать и апробировать современные тренировочные программы для различных недельных микроциклов при подготовке баскетболистов в условиях умеренного и жаркого климата.
- Изучить особенности динамики процессов утомления и восстановления у баскетболистов в различных недельных микроциклах (втягивающий, базовый, ударный) при суммарном воздействии тренировочных нагрузок и климатических факторов без применения восстановительных средств.
- На основании полученных экспериментальных данных о динамике процессов утомления и восстановления у баскетболистов в предложенных недельных микроциклах разработать и научно обосновать необходимые специальные комплексы восстановительных средств (педагогические, гигиенические, медико-биологические, психологические).
- В процессе педагогических экспериментов выявить эффективность и особенности применения разработанных специальных комплексов восстановительных средств при подготовке баскетболистов в климатических условиях умеренного и жаркого климата.
- Изучить особенности применения монитора сердечного ритма для регулирования тренировочных нагрузок и процессов восстановления у баскетболистов.
- На основании экспериментальных данных подготовить научно- практические рекомендации по применению предложенных технологий для оптимизации подготовки баскетболистов в подготовительном периоде в различных климатических условиях (умеренный и жаркий климат).
2.2.
Методологическая
основа исследований
Методологической основой исследований являлись результаты научно-исследовательских работ известных специалистов, а также современные положения теории и методики спортивной подготовки /Л.П.Матвеев (232, 235), В.Н.Платонов (261, 262),
- К.Бальсевич (44), В.П.Филин (370), А.Г.Никитушкин (253), Б.Н.Шустин (389, 390)/; концепции подготовки в командных видах спортивных игр /Ю.М.Портнов (278), Ю.Д.Железняк (146), Л.Р.Айрапетьянц (13), О.П.Топышев (362)/; современные положения теории и методики подготовки баскетболистов /А.Я.Гомельский (116), Ю.М.Портнов (278), И.Н.Преображенский (292), В.А.Данилов (128), Л.В.Костикова (180); концепция комплексного применения средств восстановления и повышения спортивной работоспособности /А.П.Лаптев (207), А.П.Лаптев,
- А.Полиевский (211), А.А.Бирюков (55), Н.Д.Граевская (122), Р.Д. Сейфулла (324), В.И.Дубровский (134), В.П.Зотов (156)/; основные положения технологии применения стимуляционно-восстановительных средств при подготовке спортсменов в различных экологических условиях /А.П.Лаптев (207), А.П.Лаптев, С.А.Полиевский (211)/.
Основные положения и выводы научных исследований, указанных выше ученых и других специалистов широко использовались во всех разделах нашей работы, а именно, при выборе методов исследований, разработке и апробации экспериментальных тренировочных программ, при организации и проведении педагогических экспериментов, а также при анализе и обсуждении полученных экспериментальных данных.
Наряду с этим и с учетом отмеченных методологических основ современной спортивной подготовки разрабатывались научно-практические рекомендации по применению новых технологий комплексного использования средств восстановления и повышения работоспособности баскетболистов при подготовке в различных климатических условиях.
2.3.
Методы исследований
При организации и проведении экспериментальных исследований использовались современные положения и требования, которые предъявляются к методам наблюдений. Они
соответствовали целям и задачам, поставленными в различных разделах диссертационной работы ( 29, 30, 112, 232, 244, 332, 342, 371).
Для выполнения поставленных в диссертации научных задач применялись следующие методы исследований: анализ литературных данных и изучение передового опыта тренерской практики; теоретический анализ и обобщение; педагогические наблюдения; методы исследований психофизиологических функций; педагогические эксперименты; математико-статистические методы обработки результатов наблюдений и экспериментов.
2.3.1. Теоретический анализ и обобщение Во время выполнения теоретического анализа и обобщения были изучены литературные данные по отечественным и зарубежным источникам.
На основании этих данных были определены цель исследований, сформулирована рабочая гипотеза и определены предмет и объект исследований, а также конкретные научные задачи, которые были решены в процессе экспериментальных исследований.
При этом особое внимание обращалось на экспериментальные данные, которые отражают следующие основные положения: особенности подготовки баскетболистов при больших тренировочных нагрузках;
совместное воздействие на организм спортсменов значительных тепловых нагрузок и тренировочных нагрузок при проведении многоразовых тренировок в день; эффективность применения различных восстановительных средств и методов в недельных микроциклах баскетболистов при больших тренировочных нагрузках.
На основании обобщения и анализа многочисленных научных данных были определены основные направления исследований и выбраны
соответствующие методы исследований, адекватные
поставленным научным задачам.
2.3.2. Педагогические наблюдения На протяжении всего периода экспериментальных исследований систематически проводились педагогические наблюдения.
Они осуществлялись за баскетболистами во время тренировок, а также в период приема восстановительных средств, во время учебной деятельности, отдыха и т.п. Вместе с этим в процессе педагогических наблюдений собирались и анализировались данные о направленности, объеме и интенсивности тренировочных нагрузок, а также воздействии их на организм баскетболистов. Педагогические наблюдения за поведением баскетболистов и изменениями их функционального состояния особое значение имели во время напряженных тренировочных занятий при многократных тренировках в течение дня и всего недельного микроцикла, а также при подготовке баскетболистов в условиях жаркого климата.
Педагогические наблюдения позволяли также получать ценные данные об особенностях переносимости спортсменами различных восстановительных процедур.
В процессе педагогических наблюдений отмечались показатели самочувствия и настроения баскетболистов, субъективные данные о работоспособности, переносимости тренировочных нагрузок и восстановительных процедур, состояния аппетита, качества сна и т.п.
По своей форме педагогические наблюдения носили включенный характер, а именно, диссертант лично принимал активное участие в учебно-тренировочном процессе баскетболистов и проведении различных восстановительных процедур. Результаты педагогических наблюдений
систематически анализировались и подвергались комплексной
оценке с данными других исследований.
2.3.3. Применение монитора сердечного ритма
В процессе наблюдений изучались особенности применения монитора сердечного ритма (Polar Fitwatch) производства Финляндии.
В результате исследований было установлено, что применение монитора сердечного ритма при подготовке баскетболистов позволяет эффективно решать важные педагогические задачи, которые способствуют оптимизации тренировочного процесса и восстановления спортсменов.
Непрерывная регистрация показателей частоты сердечных сокращений (ЧСС) у баскетболистов на протяжении всего тренировочного занятия дает возможность контролировать воздействие тренировочных нагрузок на организм баскетболистов во всех фазах тренировки.
Постоянная регистрация показателей ЧСС у баскетболистов в периоды отдыха между упражнениями во время тренировки позволяет определять оптимальные интервалы для выполнения последующих серий упражнений.
Анализ динамики показателей ЧСС во время выполнения баскетболистами серии упражнений позволяет определять изменения функционального состояния организма при выполнении различных по направленности, объему и интенсивности тренировочных упражнений.
Применение монитора сердечного ритма дает возможность программировать и контролировать выполнение баскетболистами упражнений в определенной зоне относительной мощности.
Непрерывная регистрация показателей ЧСС у спортсменов в ближайшем восстановительном периоде после различных тренировочных нагрузок позволяет следить за развертыванием восстановитель
ных процессов и эффективностью применяемых восстановительных средств.
Более подробные данные представлены в 1 серии исследований.
2.3.4. Методы исследования психофизиологических функций у баскетболистов
Комплексы методик исследования психофизиологических функций у баскетболистов формировались с учетом особенностей учебно- тренировочного процесса, поставленных исследовательских задач, экологических условий, этапов подготовки, структуры недельных тренировочных микроциклов, особенностей применения специальных комплексов восстановительных средств.
Специально были выбраны такие методики, которые, во-первых, давали возможность выявить изменения наиболее важных для спортивной деятельности баскетболистов показатели физиологических и психофизиологических функций, характеризующие быстроту реагирования, скоростно-силовые качества, максимальную силу мышц рук, тремор мышц рук, свойства внимания; во-вторых, применяемые исследовательские методики позволяли получать важную информацию о динамике функционального состояния центральной нервной системы, нервно-мышечного аппарата баскетболистов и таким образом использовать эти методики для педагогической диагностики.
С учетом указанных позиций были выбраны методики изучения психофизиологических функций, которые широко используются в спортивной науке и практике для изучения процессов утомления и восстановления, а также динамики работоспособности спортсменов (29, 30, 46, 64, 67, 112, 134, 158, 167, 232, 261: 371).
В процессе тестирования у каждого баскетболиста определялись и анализировались следующие показатели:
- Время простой двигательной реакции (ВПДР).
- Время сложной двигательной реакции (ВСДР).
- Высота прыжка вверх (ВП).
- Максимальная сила мышц кисти (МСК).
- Максимальная сила мышц спины (МСС).
- Максимальная частота движений (МЧД).
- Критическая частота световых мельканий (КЧСМ).
- Уровень тремора мышц рук в статическом режиме (TCP).
- Уровень тремора мышц рук в динамическом режиме (ТДР).
- Интенсивность внимания при корректурной пробе (ИВ).
- Число ошибок в корректурной пробе (ЧОК).
- Эффективность работы на внимание в корректурной пробе (ЭРВ).
В зависимости от задач и условий проведения исследованийприменялись три исследовательских комплекса.
Исследовательский комплекс № 1 включал в себя определение и анализ 9 показателей: ВПДР, ВСДР, МСК, МСС, ВП, МЧД, КЧСМ, TCP, ТДР. Этот комплекс применялся для изучения суточной динамики психофизиологических функций у спортсменов (2 и 12 серия).
Исследовательский комплекс № 2 включал в себя определение и анализ 6 показателей: ВПДР, ВСДР, МСК, МСС, ВП, МЧД. Этот комплекс применялся при многократном тестировании спортсменов на протяжении тренировочного дня и недельного микроцикла (4, 5, 6, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 18, 19, 20 сериях).
Исследовательский комплекс № 3 включал в себя определение и анализ II показателей психофизиологических функций: ВПДР, ВСДР, МСК, МСС, МЧД, ВП, TCP, ТДР, ИВ, ЧОК, ЭРВ. Этот комплекс применялся в процессе длительных сравнительных параллельных
педагогических экспериментов (II, 21 серия).
2.3.4.1. Методика исследования времени двигательных реакций
Как известно, время простой и сложной двигательной реакции является важным показателем, так как характеризует функциональное состояние центральной нервной системы и зрительного анализатора спортсменов. Вместе с этим указанные показатели отражают быстроту реагирования спортсмена, которая имеет решающее значение в соревновательной деятельности баскетболистов. Поэтому профессор М.А.Годик настоятельно подчеркивает, что “в играх и единоборствах быстрота реагирования информативна, ее нужно обязательно контролировать” (117). В процессе наблюдений нами применялась общепринятая, и апробированная методика определения времени простой и сложной двигательной реакции (29, 30, 46, 64, 112, 232, 261 266, 371).
При измерении времени двигательных реакций на световой раздражитель в наших исследованиях было стандартизировано: расстояние между баскетболистом и сигналом; форма, цвет и яркость сигнала; фон, на котором он предъявлялся, освещенность помещения;
размер и форма датчика; усилия, прикладываемые к нему (нажатие на датчик). Баскетболист располагался в удобном свободном положении перед панелью прибора. Указательный палец правой руки находился на кнопке электронного рефлектометра для ответного нажатия при реагировании на световые сигналы. За время исследования измерялось время 15 ответных реакций (3 первых пробных, 12 зачетных). Интервалы между сигналами около 3 сек. Время каждой реакции заносилось в протокол. На основании зарегистрированных данных в каждом сеансе определения вычислялось среднее время двигательной реакции, среднеквадратическое отклонение и коэффициент вариативности.
- Методика исследования скоростно- силовых качеств
Важное прикладное значение в подготовке баскетболистов имеют показатели скоростно-силовых качеств. Вместе с этим динамика скоростно-силовых показателей характеризует функциональное состояние центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата баскетболистов (29, 30, 46, 64, 112, 232, 371). Изучение динамики скоростно- силовых качеств баскетболистов проводился по результатам измерения прыжка в высоту.
Измерение прыжка вверх толчком двух ног проводился по методике В.М.Абалакова (30, 371). Как известно, этот тест очень информативен и весьма прост в выполнении, а также занимает мало времени. Тестирование спортсменов можно проводить практически в любых условиях. Спортсмен располагался в точно обозначенном месте, куда он должен приземлиться после прыжка. На поясе спортсмена прикреплялась сантиметровая лента, которая пропущена под скобу, расположенную между ног спортсмена. При тестировании спортсмен выпрыгивает как можно выше. При этом оценивается разница между показателями на сантиметровой ленте в самой низкой ее точке до выполнения прыжка и после него.
- Методика исследования максимальной силы мышц
Во многих исследованиях установлено, что силовые параметры человека зависят от различных факторов, но, прежде всего от функционального состояния центральной нервной системы и ее регуляторной деятельности, которая обеспечивает мышечную и внутримышечную координацию. Исходя из этого, в спортивной науке и практике широко применяются изучение динамики силовых показателей. При этом они рассматриваются как один из важных показателей функционального состояния нервной системы и нервно-мышечного аппарата (30, 46, 112, 232, 261, 371). В наших исследованиях у баскетболистов
изучалась динамики показателей максимальной силы мышц кисти и мышц спины. Указанные мышечные группы имеют важное значение в выполнении многих спортивных движений при занятиях баскетболом. Максимальная сила мышц кисти измерялась ручным динамометром по общепринятой методике (3 попытки с учетом максимального значения). Максимальная сила мышц спины измерялась становым динамометром по общепринятой методике (2 попытки с учетом максимального значения).
2.3.4.4. Методика исследования максимальной частоты движений
Как известно, максимальная частота движений является одним из важных компонентов быстроты. При этом показатели максимальной частоты движений характеризуют подвижность основных нервных процессов в двигательном анализаторе, а также возможность к длительному поддержанию этой способности, а именно, выносливость этих процессов. Вместе с этим указанный показатель отражает функциональное состояние центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата спортсмена. Способность поддерживать высокий темп движений необходима для баскетболистов. Выявлено, что частота движений зависит от количества импульсов, поступающих в единицу времени от корковых отделов центральной нервной системы к эффекторному аппарату, непосредственно участвующему в данном двигательном акте.
При проведении исследований применялась общепринятая и апробированная методика определения максимальной частоты движений (30, 46, 112, 232, 266, 371). Эта методика заключалась в регистрации на электронном приборе “КЭП” толкательных движений кисти рук с максимально возможной частотой. Каждый толчок регистрировался в виде сигнала на табло и количество толчков автоматически суммировалось за определенный период времени (5 сек).
- Методика исследования критической частоты слияния световых мельканий
В ряде исследований установлено, что показатели критической частоты слияния световых мельканий отражают функциональное состояние центральной нервной системы и зрительного анализатора и, в первую очередь, его различительную функцию. Для спортивной деятельности баскетболистов все это имеет важное прикладное значение.
Определение показателей критической частоты световых мельканий проводилось по общепринятой методике (30, 112, 134, 261, 266, 371) на электронном приборе “КЭП”. На глаз спортсмена подавался сигнал красного цвета, начиная с небольшой частоты мельканий, которая постепенно нарастала. В момент, когда спортсмен сообщал, что он не различает отдельных мельканий произошло их субъективное слияние, исследование прекращалось, и регистрировалась частота световых мельканий в герцах.
- Методика исследования тремора мышц рук
Показатели тремора мышц рук, как известно, характеризуют сложные
взаимоотношения процессов торможения и возбуждения в центральной нервной системе спортсмена. По динамике показателей тремора мышц можно оценить функциональное и эмоциональное состояние спортсмена, а также получить важную информацию о развитии процессов утомления и восстановления у спортсменов при суммарном воздействии различных тренировочных и тепловых нагрузок. Показатели тремора мышц рук имеют также важное прикладное значение для баскетболистов.
В процессе исследований применялась общепринятая методика определения показателей тремора мышц рук в статическом и динамическом режимах (30, 112, 134, 266, 371). В начале эксперимента у спортсменов определялась степень дрожания пальцев правой кисти при попытке держать (15 сек) предмет (типа спица)
неподвижно в отверстии определенного размера на панели прибора “КЭП” (статический режим). После этого у спортсменов фиксировались результаты попыток провести этот предмет по извилистой щели, не задевая по-возможности, при этом края щели (динамический режим). Каждое непроизвольное касание стенки щели давало на табло прибора сигнал, число которых автоматически суммировалось к концу исследования и показывало степень выраженности тремора мышц рук.
2.3.4.7. Методика исследования функции внимания
Различные функции внимания имеют важное значение в подготовке баскетболистов. В качестве основных функций внимания обычно выделяют: интенсивность и устойчивость.
Интенсивность внимания при этом определяется как степень нервного и психического напряжения. Поэтому высокая интенсивность внимания обеспечивает наибольшую ясность сознания, приводит к улучшению качества и увеличению объема работы. Следует особо подчеркнуть, что снижение интенсивности внимания в результате утомления отрицательно сказывается на спортивной деятельности спортсменов.
Обычно в спортивной психологии на одно из первых мест по значимости для спортсменов ставят высокую интенсивность внимания. Это объясняется специфическими особенностями спортивной и соревновательной деятельности. Как известно, в соревнованиях от спортсменов обычно требуется достижение наивысших результатов. Однако, добиться их невозможно без полной мобилизации всех сил организма и, прежде всего без применения максимальных и психических напряжений.
В нашей работе применялась общепринятая и апробированная методика исследования функции внимания с помощью корректурного теста (30, 112, 266, 303, 371). В экспериментах применялась корректурная проба с буквенными текстами. Исследования с корректурной
пробой проводилась коллективно. Перед испытуемым ставилась задача – внимательно, строчку за строчкой просматривать текст и вычеркнуть требуемые буквы. При этом необходимо было работать быстро и правильно. По сигналу экспериментатора “Приготовиться!” взять в правую руку карандаш, а левой рукой – за нижний правый уголок лежащего перед ним листа. По сигналу “Внимание!” … “Марш!” быстро перевернуть лист лицевой стороной кверху и начать работать. По сигналу “Стоп!” прекратить работу и поставить вертикальную черту перед той буквой текста, до которой последний был просмотрен в отведенное время. При анализе результатов работы с корректурным текстом определялись следующие показатели, необходимые для последующего вычисления показателей отдельных функций внимания:
а) общее количество просмотренных букв, показывающих интенсивность внимания, обозначается буквой “а”;
б) общее число ошибок (количество пропущенных правильных сочетаний плюс количество неправильных, зачеркнутых) – “б”;
в) показатель эффективности работы на внимание:
Э=_а_л
Приведенные показатели были избраны из тех соображений, что эти данные более рельефно и адекватно характеризуют самые простые и важные качества работы на внимание и их изменения в практической деятельности спортсменов.
2,4.
Педагогические эксперименты
Для решения поставленных научных задач в нашей работе применялись следующие виды педагогического эксперимента: абсолютный, сравнительный последовательный и сравнительный параллельный.
При проведении абсолютного педагогического
эксперимента, обозначаемого нами как контрольный педагогический эксперимент у баскетболистов изучалась динамика показателей процессов утомления и восстановления в недельных тренировочных микроциклах без применения восстановительных средств.
При проведении сравнительных последовательных педагогических экспериментов у баскетболистов изучалась динамика влияния на функциональное состояние и работоспособность разработанных специальных комплексов средств восстановления и повышения работоспособности.
Тестирование баскетболистов проводилось в тренировочные дни по следующей схеме. I обследование – до специализированной зарядки, II обследование – до вечерней тренировки, III обследование -после вечерней тренировки, IV обследование – после восстановительных мероприятий. В дни активного отдыха обследование спортсменов проводилось в 7.00 час. Обследование спортсменов проводилось также после завершения недельного микроцикла в понедельник следующего микроцикла – в 7.00 час. Такая схема обследований позволяла изучать динамику психофизиологических функций у баскетболистов в ближайший и отдаленный периоды восстановления.
2.5.
Математико-статистические методы
обработки и анализа
результатов исследований
вечерней тренировки. Вместе с этим результаты исследований при апробации различных вариантов специальных комплексов восстановительных средств сравнивались с результатами, полученными в контрольных экспериментах, когда спортсмены тренировались без применения восстановительных средств. В работе применялись общепринятые методы
статистической обработки экспериментальных данных (30,
230, 252, 365, 371).
Для определения динамики контролируемых признаков определялись средние значения параметров (X) в каждой группе по всем изучаемым показателям.
Определение разброса значений параметра относительного среднего в пределах каждой опытной группы проводилось при оценке среднего квадратического отклоения ( б ).
Устойчивость оценки среднего характеризовалась средней ошибкой среднего арифметического ( т ).
Выявление статистической значимости разницы в сдвигах средних величин за период между контрольными замерами параметров проводился при помощи X – критерия Стьюдента.
2.6.
Организация исследований
Организация исследований.
Исследования осуществлялись на протяжении 6 лет (1996-2001 гг.). В исследованиях принимали участие баскетболисты (17-18 лет). Во время наблюдений баскетболисты находились на учебно-тренировочных сборах и имели одинаковые условия тренировок, питания, проживания и быта. Для исследований были специально выбраны подготовительные периоды подготовки, так как они характеризуются наиболее высоким уровнем тренировочных нагрузок.
Общая схема исследований.
Экспериментальные исследования проводились на протяжении 3 этапов, во время которых была выполнена 22 серии исследований.
1 этап – Технология оптимизации подготовки баскетболистов в условиях умеренного климата.
- серия – Исследование особенностей применения монитора сердечного ритма для регулирования тренировочных нагрузок и восстановительных процессов у баскетболистов.
- серия – Исследование суточной динамики психофизиологических функций у баскетболистов.
- серия – Разработка и апробация тренировочных программ для недельных микроциклов.
- серия – Исследование динамики процессов утомления и восстановления у баскетболистов во втягивающем недельном микроцикле.
- серия – Исследование динамики процессов утомления и восстановления у баскетболистов в развивающем базовом недельном микроцикле.
- серия – Исследование динамики процессов утомления и восстановления у баскетболистов в ударном недельном микроцикле.
- серия – Разработка I, 2, 3 комплексов восстановительных средств для втягивающего развивающего базового и ударного недельных микроциклов.
- серия – Исследование эффективности применения 1 комплекса восстановительных средств во втягивающем недельном микроцикле.
- серия – Исследование эффективности применения 2 комплекса восстановительных средств в развивающем базовом недельном микроцикле.
- серия – Исследование эффективности применения 3 комплекса восстановительных средств в ударном недельном микроцикле.
- серия – Исследование эффективности применения 2 и 3 комплексов восстановительных средств в базовом мезоцикле.
II этап – Технология оптимизации подготовки баскетболистов в условиях жаркого климата.
- серия – Исследование суточной динамики психофизиологических функций у баскетболистов с учетом тепловых нагрузок.
- серия – Разработка и апробация тренировочных программ для недельных микроциклов.
- серия – Исследование динамики процессов утомления и вое- становления у баскетболистов в адаптационном недельном микроцикле.
- серия – Исследование динамики процессов утомления и восстановления у баскетболистов в развивающем базовом недельном микроцикле.
- серия – Исследование динамики процессов утомления и восстановления у баскетболистов в ударном недельном микроцикле.
- серия – Разработка 4, 5, 6 комплексов восстановительных средств для адаптационного развивающего базового и ударного недельных микроциклов.
- серия – Исследование эффективности применения 4 комплекса восстановительных средств в адаптационном недельном микроцикле.
- серия – Исследование эффективности применения 5 комплекса восстановительных средств в развивающем базовом недельном микроцикле.
- серия – Исследование эффективности применения 6 комплекса восстановительных средств в ударном недельном микроцикле.
- серия – Исследование эффективности применения 5 и 6 комплексов восстановительных средств в базовом мезоцикле.
III этап – Разработка научно-практических рекомендаций по применению разработанных технологий для оптимизации подготовки баскетболистов в различных климатических условиях.
- серия – Разработка научно-методических рекомендаций по применению предложенных технологий для оптимизации
подготовки баскетболистов в различных климатических условиях (умеренный и жаркий климат).
2.7. Разработка технологий для оптимизации подготовки баскетболистов в различных климатических условиях
Разработка технологий для оптимизации подготовки баскетболистов в различных климатических условиях осуществлялась на основании полученных экспериментальных данных о динамике процессов утомления и восстановления у спортсменов в различных недельных микроциклах подготовительного периодов, которые проводились в условиях умеренного и жаркого климата.
В основу разработанных технологий было положено комплексное применение педагогических, гигиенических, медико-биологических и психологических средств восстановления и повышения спортивной работоспособности. При этом применялись комплексы восстановительных средств, которые специально разрабатывались для определенных недельных микроциклов.
Педагогические средства восстановления – программирование тренировочного процесса с обеспечением оптимальных соотношений различных видов и направленности тренировочных нагрузок; рациональное сочетание тренировочных нагрузок и отдыха с учетом индивидуальных особенностей баскетболистов; оптимальное построение недельных микроциклов, тренировочного дня и отдельных тренировочных занятий с необходимой вариативностью тренировочных нагрузок; поддержание положительного эмоционального фона во время тренировочных занятий. В процессе тренировок систематически выполнялись упражнения для активного и пассивного отдыха в интервалах между тренировочными нагрузками. Систематически выполнялись упражнения в расслаблении. После тренировок в целях быстрейшего
развертывания восстановительных процессов применялись бег в невысоком темпе (10-15 мин) и комплекс специальных упражнений.
Гигиенические средства восстановления включали основные и дополнительные. Основные гигиенические средства – оптимальный суточный режим, рациональное питание, психогигиена, закаливание. Дополнительные гигиенические средства применялись в виде комплексов, которые включали наиболее эффективные и доступные в настоящее время для тренеров и спортсменов восстановительные средства, не требующие дорогостоящего и сложного оборудования и которые могут применяться в различных условиях подготовки спортсменов. В комплексы были включены следующие гигиенические восстановительные средства: гидропроцедуры – теплый душ (ТД), горячий душ (ГД), контрастный душ (КД), прохладный душ (ПД), хвойные ванны (ХВ), восстановительное плавание (ВП); различные виды спортивного массажа – общий восстановительный массаж (ОВМ), кратковременный восстановительный массаж (КВМ), частный восстановительный массаж (ЧВМ), гидромассаж (ГМ), самомассаж (СМ), предварительный разминочный массаж (ПМ); различные методики приема банных процедур – баня с парением (БП), кратковременная баня (КБ), баня с контрастными водными процедурами (БКВП).
Медико-биологические средства восстановления использовались в виде приема комплексных адаптогенов.
При подготовке в условиях умеренного климата применялся комплексный адаптоген “Леветон”, который состоит из цветочной пыльцы, порошка из корней левзеи, витамина Е, витамина С, молочного сахара, скомпонованного в одной таблетке. Основным действием препарата является повышение умственной и физической работоспособности, ускорение восстановления и адаптации к физическим нагрузкам в экстремальных состояниях, а также его антиоксидантный эффект. Он также обладает анаболизирующим действием.
При подготовке в жарком климате применялся комплексный адаптоген “Элтон”, который состоит из мельчайшего порошка корней элеутероккока, витаминов Е и С, цветочной пыльцы, прополиса, форма образующих веществ в одной таблетке по 0,42 г. Элтон ускоряет процессы восстановления после физических нагрузок, обладает тонизирующим действием, нормализует титры сниженных антител, обладает антиоксидантным действием.
Наряду с этим при подготовке баскетболистов применялись комплексы поливитаминов и минеральных веществ.
Витаминный комплекс “Поливит”, одна таблетка которого содержит 12 витаминов и 13 минеральных веществ и применялся при подготовке в умеренном климате.
Витаминный комплекс “Витрум Суперстресс”, одна таблетка которого содержит 13 витаминов и 17 минеральных веществ, применялся при подготовке в жарком климате.
При подготовке в жарком климате применялся белковый коктейль (БК).
При комплексном применении педагогических, гигиенических, медико-биологических и психологических восстановительных средств, прежде всего, учитывались климатические факторы, возрастные анатомо- физиологические особенности баскетболистов, условия проведения тренировочного процесса, влияние различных восстановительных средств на организм спортсменов и другие условия.
Психологические средства восстановления систематически применялись тренерским составом. Вместе с этим баскетболисты применяли психомышечную тренировку (ПМТ) – успокаивающая часть.
При разработке технологий комплексного применения различных средств восстановления и повышения работоспособности использовались результаты исследований известных специалистов /А.А.Бирюков (55), Н.И.Волков (92), Н.Д.Граевская (122), В.И.Дубровский (134), В.П.Зотов (156), А.П.Лаптев (207), А.П.Лаптев, С.А.Полиевский (211), Л.П.Матвеев (232), В.Н.Платонов (261), Р.Д.Сейфулла (324), Р.С.Суздальницкий, В.А.Левандо (347) и др./.
При выполнении комплексов восстановительных средств учитывались основные положения методик комплексного применения восстановительных средств, предложенных профессором А.А.Бирюковым (55).
В день активного отдыха – спустя 1,5 часа после легкого завтрака проводятся занятия спортивными играми (20-30 мин). После этого банная процедура с парением и 1-й сеанс восстановительного массажа (общий – БП, ОВМ. Во второй половине дня (интервал 6-8 часов) проводится 2-й сеанс восстановительного массажа (частный) – ЧВМ.
Следует особо отметить, что применение восстановительных средств осуществлялось с учетом анатомо-физиологических особенностей баскетболистов, особенностей тренировочного процесса и тепловых нагрузок, а также на основании рекомендаций ряда специалистов (27, 56, 69, 88, 97, 98, 119, 121, 134, 140, 142, 147, 156, 167, 211, 220, 244, 324, 325, 333, 356,357).
Использование различных гидропроцедур и прием банных процедур проводилось по общепринятым методикам с учетом рекомендаций ряда авторов (54, 55, 70, 126, 156, 167, 168, 170, 171, 211, 314).
При использовании различных видов массажа учитывались рекомендации ряда специалистов (52,53, 72, 78, 133, 137, 155, 211,)
Содержание:
- Диссертация К.В. Багмет “Оптимизация подготовки баскетболистов в различных климатических условиях”.
Оглавление - Диссертация К.В. Багмет “Оптимизация подготовки баскетболистов в различных климатических условиях”. Введение
- Диссертация К.В. Багмет “Оптимизация подготовки баскетболистов в различных климатических условиях”. Глава I
- Диссертация К.В. Багмет “Оптимизация подготовки баскетболистов в различных климатических условиях”. Глава II
- Диссертация К.В. Багмет “Оптимизация подготовки баскетболистов в различных климатических условиях”. Глава III
- Диссертация К.В. Багмет “Оптимизация подготовки баскетболистов в различных климатических условиях”. Глава IV
- Диссертация К.В. Багмет “Оптимизация подготовки баскетболистов в различных климатических условиях”. Глава V
- Диссертация К.В. Багмет “Оптимизация подготовки баскетболистов в различных климатических условиях”. Выводы
- Диссертация К.В. Багмет “Оптимизация подготовки баскетболистов в различных климатических условиях”.
Практические рекомендации по оптимизации подготовки баскетболистов в условиях умеренного климата - Диссертация К.В. Багмет “Оптимизация подготовки баскетболистов в различных климатических условиях”.
Практические рекомендации по оптимизации подготовки баскетболистов в условиях жаркого климата - Диссертация К.В. Багмет “Оптимизация подготовки баскетболистов в различных климатических условиях”. Список литературы
«Леветон Форте» помогает улучшить спортивные результаты даже мастерам спорта международного класса.
Сочетание натуральных компонентов в легко усваиваемой организмом форме даёт длительный заряд бодрости и энергии, необходимых при тяжёлых физических нагрузках. Не являясь допинговым средством, «Леветон Форте» обладает мощным анаболическим эффектом, способствующим росту мышечной массы, силы и выносливости.