Учёные из Champalimaud Centre for the Unknown и University College London выяснили, что гормон «радости» – серотонин – помогает эффективнее усваивать информацию. Пока что новое свойство гормона было проверено на мышах. Однако в дальнейшем специалисты надеются провести клинические испытания, которые бы подтвердили важность серотонина в процессах обучения. Об открытии пишет журнал Nature Communications.
Для чего нужен серотонин?
Серотонин – это гормон, основным свойством которого является регуляция поведения живых существ. Вдобавок к этому гормон участвует в процессах свёртываемости крови, регулирует воспалительные реакции, стимулирует работу половой системы и пр.
Несмотря на множество свойств серотонина, до конца не было понятно, какую роль выполняет этот гормон в нашем мозге. Прежде всего не было известно, как серотонин влияет на поведение, а также как его действие сказывается на способности к обучению. Впрочем, разобраться в этих вопросах решили английские исследователи.
Для изучения новых свойств серотонина учёные отобрали мышей, которым в ходе эксперимента нужно было правильно включать воду в поилках, чтобы попить. Подача воды осуществлялась с помощью специальных кнопок, на которые грызунам необходимо было нажать. При этом механизм подачи жидкости был настроен так, чтобы вода текла с определённой периодичностью.
Включив воду на несколько секунд и немного попив, грызуны нажимали на кнопку ещё раз, дабы полностью утолить свою жажду. Однако при постоянном нажатии на кнопку из поилки ничего не лилось, поскольку вода подавалась только в тех случаях, когда мыши правильно угадывали алгоритм подачи. Примечательно, что безустанно на кнопку жали не все особи. Часть грызунов смогла «понять» работу механизма и давила на кнопки, просчитывая момент подачи воды. Иными словами, эти мыши научились «прогнозировать» алгоритм поильного аппарата.
Учёные заметили, что грызуны, которые сразу нажимали на кнопку в надежде получить воду, использовали информацию из краткосрочной памяти за последние 7 секунд жизни. При этом обучившиеся особи уже руководствовались сведениями, отложившимися в долгосрочной памяти. То есть, вспоминали информацию, полученную более 7 секунд назад.
После наблюдения за мышами исследователи простимулировали области мозга, вырабатывающие серотонин. В результате такой стимуляции уровень этого гормона повышался, что способствовало более быстрой обучаемости грызунов. Однако в данном случае скорость обучения сокращалась в основном у более умных мышей, которые выгадывали моменты нажатия кнопок.
О чём говорят результаты исследований?
По заверениям учёных, это исследование объясняет действие серотонина в мозге во время активного обучения. Кроме того, результаты этого эксперимента дают понять, как действует препараты для лечения депрессии, воздействующие на уровень гормона «радости». Вдобавок специалисты отмечают, что серотонин делает мозг более пластичным (подстраивающимся) к меняющимся условиям среды. А поэтому препараты для лечения депрессии вполне могут быть эффективны и для улучшения когнитивных способностей, таких как внимание, память и обучение.