Исследователи Университета Мельбурна в Австралии обнаружили, что тряска в машине, возникающая во время движения, делает водителя сонным за считанные минуты. Из-за этого существенно возрастает риск попасть в ДТП. Сведения о результатах исследования опубликованы в журнале Ergonomics.
Тряска в машине виртуальной реальности
По статистике австралийских исследователей, около 20% дорожных аварий вызваны сонливостью водителей. Хроническое недосыпание и постоянная усталость мешают вести автомобиль, периодически склоняя человека ко сну. Однако помимо этих двух факторов учёные выявили, что тряска в машине также повышает риск сонливости за рулём. Причём вероятность заснуть от вибраций в авто остаётся высокой как у бессонных водителей, так и у полностью отдохнувших автомобилистов.
В своём исследовании австралийские учёные решили доказать, как езда в автомобиле влияет на сонливость. Для этого были отобраны 15 человек, которых усадили за руль симулятора виртуальной реальности, имитирующего поездку в машине. В симуляторе каждому участнику предоставлялась роль водителя, который в течение нескольких минут должен был ехать по монотонной дороге за рулём виртуального авто.
В отличие от обычных симуляторов виртуальной реальности, на этот тренажёр были установлены специальные вибромоторы, имитирующие естественную тряску в машине. При этом «VR-заезды» устраивались в два этапа. Во время первого заезда участники «водили автомобиль» с включённой вибрацией, во время второго – вибрацию отключали.
В обоих заездах у всех участников измеряли пульс, частота которого говорила об уровне бодрости виртуальных водителей. Примечательно, что спустя 15 минут после начала первого заезда у добровольцев стали появляться первые признаки сонливости. При этом уже спустя 30 минут «гонки» сонливость становилась настолько выраженной, что отправила в сон сразу нескольких участников. Другие же, чтобы не заснуть во время езды, использовали стандартные методы борьбы со сном вроде хлопков по щекам, зевания, разговоров с самим собой и пр. Тем не менее после 60 минут виртуальной дороги 10 участников почувствовали непреодолимую сонливость и отправились спать, тем самым подтвердив предположение учёных о влиянии вибраций на появление сна.
Какую пользу несёт это исследование?
Стоит отметить, что второй заезд (без вибраций) всё по тем же монотонным дорогам в виртуальности не способствовал быстрому наступлению сна. Поэтому роль создаваемых автомобилем вибраций в усилении сонливости становится ещё более очевидной.
Несмотря на полученные результаты исследований, необходимо узнать, как на сонливость влияют другие диапазоны частот. Кроме того, в дальнейших экспериментах нужно увеличить количество добровольцев, чтобы получить более достоверные данные о воздействии вибраций на организм. По словам австралийских учёных, новые и уже полученные сведения будут использованы инженерами-конструкторами при разработке новых моделей авто для уменьшения тряски во время езды.