Значение пчёл и мёда в символике православия.Образ пчелы уже много тысячелетий назад вошёл в символические пространства самых разных культур, оброс сакральными, мистическими смыслами. И это неудивительно, ведь ещё до зарождения цивилизаций, до возделывания земли и появления скотоводства дикий мёд уже был важнейшим продуктом питания, несравнимым ни с чем лакомством и лекарством. А сами насекомые вызывали восхищение своим трудолюбием, слаженным образом жизни, роевым устройством, мудрой организации и сплочённости которого может позавидовать не только архаичное, но и современное человеческое общество. Символика православия и всего христианства впитала в себя и трансформировала значения пчёл и мёда, бытовавшие в Месопотамии, Древнем Египте, Античности, Древней Индии и др. Безусловно, сущность православного христианства добавила свои специфические черты в понимание этих символов, что отражается в религиозных текстах, церковных праздниках и обрядах.
Компания «Парафарм» в своих разработках для здоровья не использует мёд, однако активно применяет другие продукты пчеловодства – пчелиную обножку, маточное молочко и трутневый расплод. Мы касаемся данной темы, чтобы раскрыть читателю ценность этого насекомого для человека, так как окраска какого-либо вопроса в религии говорит об отношении к нему огромного числа людей.
Содержание
Святая пчела –
Божья угодница
Почтительное отношение наших предков к медоносной пчеле как к чистому, священному существу отражали такие эпитеты и образные наименования, как «святая пчела», «Божья угодница». От языческой традиции в христианскую веру перешло представление об этом насекомом как символе вечной души человека. Зимняя спячка, принимаемая за смерть, и весеннее оживание пчёл, видимо, породили представление об их воскресении и бессмертии. Пчела в полёте – аллегория перехода души в Царство Небесное.
Как символ бессмертия и воскрешения пчела соотносится с Иисусом Христом. Первые христиане изображали её на могильных плитах в катакомбах как знак пробуждения к вечной жизни и обещание второго пришествия Иисуса. Мёд и пчелиное жало получили в христианстве трактовку как благодать и крестные муки Спасителя, а также как кротость Христа и неизбежность Судного дня.
Не менее логична и связь «Божьей угодницы» с Богородицей, чьей эмблемой выступает крылатая труженица полей, а также со Святой Анной. Украинцы и белорусы даже называли пчеломатку Марией или Марьяской. Во-первых, это было обусловлено тем, что традиционно пчела играла важнейшую роль в культах богинь, олицетворяющих женское начало, Великую Мать (фригийской Кибелы, вавилонской Милитты, греческих Артемиды, Персефоны, Деметры, Афродиты, Селены). Во-вторых, пчёлам приписывалась девственность и непорочность: якобы они размножаются аналогично цветам либо же находят своих деток в цветах и приносят в улей, что является, конечно, вымыслом. А вот рождение трутня из неоплодотворённого яйца пчеломатки происходит действительно непорочным путём. Это редкое явление в мире природы называется партеногенезом и не распространяется на рабочих пчёл и маток, для чьего появления необходимо семя самцов. В этом образном ряду Христос, рождённый Богородицей (пчелой), обозначается посредством мёда – символа, который также обозначает пастырство Спасителя, Слово Божие и свет.
Пчелиный рой и жизнь улья, благодаря высокой организованности, иерархичности и преданности общему делу, часто сравниваются с церковью. В этом контексте пчёлы – и ревностные служители культа, и паства, прихожане, несущие на алтарь божества всё лучшее, собранное с цветов на полях жизни.
Пчелиный воск для церковных
свечей и мёд для ритуальной пищи
«Божьей угодницей» является крылатая труженица и как подательница пчелиного воска для церковных свечей, без которых невозможны богослужения. Пчеловоды относили в храм весь первый воск и значительную часть всего воска за год, так как верили, что у жадных и бездуховных эти, наделяемые нашими предками нравственным чувством, божьи твари не будут водиться. Причастность пчёл к церковным службам и таинствам так высоко ценилась, что в северных районах Руси и у белорусов даже был обычай помещать в улей частичку от освящённой свечи на Пасху, дабы эти божьи создания, тоже могли радоваться воскресению Христа. А на Украине с ними даже христосовались. Здесь же стоит вспомнить и о мёде как обрядовой, ритуальной пище. На Рождество мёд и изюм присутствовали на праздничном столе вместе с кутьёй. Ну и, конечно, на Медовый (Маковый, Первый) Спас, 14/1 августа, дар тружениц полей был в центре православного праздника: после сбора его освящали, часть оставляли в церкви как благодарность, приношение Богу, остальное шло на угощенье беднякам и ребятишкам. Интересно, что издревле являясь символом благополучия («мёд и молоко» в Земле Обетованной), природного изобилия, Божьим даром, мёд в то же время сам был пищей богов – вспомним амброзию и нектар обитателей древнегреческого Олимпа.
Народные суждения о пчёлах
как праведных творениях Божьих
В сокровищнице русских народных пословиц, легенд и представлений рассыпано немало суждений о пчёлах как о мистических существах, праведных творениях, напрямую связанных с Богом:
- Пчела кусает только грешника, более того – ненавидит ленивых, сонливых, «распаливых», недобрых и распутных, тех, чей язык «страмноглаголив» и т. д. Поэтому человеку неправедному, злому не будет успеха в разведении пчёл. А на тех, кто преуспел в этом промысле, – пала милость Господня.
- Молния никогда не попадает в улей в связи со святостью этих насекомых.
- Если пчелиный рой прилетел и поселился в крестьянском хозяйстве, это дар Божий, от которого нельзя отказываться. Не оберегать прижившихся пчёл – значит накликать на себя и ближних своих Господень гнев, беду. Если же рой облюбовал часовенку с образами покровителей пчеловодства Зосимы и Савватия (такие миниатюрные строения могли ставиться в пчельнике), эти ульи метились красным крестом и вызывали особое почтение и внимание.
- Убийство пчелы – грех, а кража улья – святотатство. Даже продажа пчёл считалась кощунственной, поэтому при передаче их другому хозяину, деньги брались за какой-нибудь пустячный предмет, как бы и бывший объектом купли-продажи.
- Роение должно происходить только естественным образом, а ни в коем случае не провоцироваться, ибо по отношению к «божьей мушке» насилие недопустимо.
- По некоторым преданиям, исчезновение пчёл на Земле будет одним из предвестий скорого Апокалипсиса.
- Сам Бог одарил пчёл особой мудростью, исключительным умом, что выражается в их организованности и способности создавать сложную структуру сот, похожую на множество маленьких крестов, если посмотреть на пересечения перекладин ячеек.
Святые Зосима и Савватий –
покровители пчеловодов
Покровителями пчеловодов и самих медоносных насекомых в православии являются святые Зосима и Савватий. Вокруг этих имён витает немало народных легенд и поверий, в которых вымысел густо мешается с исторической достоверностью. На самом деле это были соловецкие монахи, жившие в ХV веке и отличавшиеся праведностью иноческой жизни, подвижничеством в деле освоения церковью сурового Беломорья, за что и были канонизированы в 1547 году. Надо заметить, что пчеловодство не практиковалось в те времена в Соловецкой пустыни. В качестве покровителей сего промысла их выбрали позднее в связи потребностью пчельников (пасечников) иметь защиту в лице православной религии и её святых. Вероятно, это произошло уже в ХVII веке, в период появления пасек, заменявших бортнические угодья.
Как бы то ни было, Зосима и Савватий были приняты православными пчеловодами с любовью и почтением. Появилось множество икон, где они представлены именно как пасечники с соответствующими атрибутами: лестницами, ульями, верёвками, посудой для мёда… Икона с этими святыми присутствовала на каждой пасеке, а сами пчеловоды не приступали к работе в восковом царстве, не помолившись пчелиным благодетелям. Существуют узкоспециальные молитвы, произносимые в конкретных случаях: молитва об умножении пчёл, молитвы, читаемые перед посадкой нового роя в улей и после вырезки свежего мёда из улья. В дни памяти Зосимы (17/30 апреля) и Савватия (27 сентября/10 октября) пасечники служат молебны и освящают принесённые в церковь соты с мёдом, к ним обращаются с просьбами о хорошем урожае в следующем сезоне. Кроме того, на Благовещенье Пресвятой Богородицы, в Вербное Воскресенье и на Пасху этим святым возжигают под иконой свечу и ладан прямо на пасеке, заодно окуривая улья.
В народе в связи с образами этих святых родились самобытные сказания. Например, о том, как Зосима и Савватий принесли в посохе пчёл на Русь (где якобы до того они отсутствовали), по разным версиям – из рая или чужеземной/идольской страны, из горы или пещеры. И именно они научили русских правильному пчеловождению. Некоторые местечковые обряды поклонения православным покровителям пчёл являются пережитками языческих суеверий. Например, обычай окунать соты с мёдом в воду в дни поминовения святых – отклик древнего верования в то, что покровителем пчеловодства является водяной. Впрочем, предрассудки уступали место осознанию важнейшего завета православия: высокая нравственность, чистота помыслов – главный залог успеха в разведении насекомых, именуемых «чистыми», «Божьими», «святыми».
Пчела и мёд в Библии
Как представлена пчелиная тематика в главной книге православного христианина? По подсчётам исследователей, слова «пчела» и «воск» в священных текстах используются по 6 раз, «рой» – 1 и «соты» – 10 раз. Но наиболее часто встречается мёд в Библии – более 60 раз, что очень много, если сравнивать с другими названиями пищевых продуктов в Священном Писании. Всё это говорит о том, как высоко ценили древние израильтяне это природное лакомство, а также о значительной роли пчеловождения в хозяйственной деятельности иудеев описываемой эпохи. Археологические раскопки в долине Иордана подтвердили, что в библейские времена здесь процветало профессиональное пчеловодство. Так, пасека из 30 цилиндрических глиняных ульев была обнаружена археологами в кургане Тель-Рехов, где располагался город в IХ–ХII веках до н. э., то есть во времена, когда израильский престол занимали известные по Библии цари Давид и Соломон. Кроме того, пчёлы в изобилии обитали в скалах, а дикий мёд под воздействием жары струился вниз по раскалённым камням. Именно поэтому Палестина названа в Священном Писании землёй, где «течёт молоко и мёд».
Однако пчела и мёд в Библии – не просто насекомое и вид пищи, они часто употребляются в переносном, символическом смысле, как понятия духовно-нравственной категории. Божественные деяния и слова в священных текстах неоднократно уподобляются мёду. «Слаще меда и капель сота» оказываются «суды Господни»; «лучше меда устам» слова Его. «Медоточивые слова» подразумевают в Евангелии вовсе не «льстивость» (как может понять это выражение современный человек), а красноречие, направленное на достижение духовных целей. Сладость мёда – древнейшая метафора, означающая перенос земного, вкусового удовольствия на сферу чувственно непостигаемую, на область божественного.